Конева Светлана Сергеевна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна", Верхняя Пышма, Свердловская область
Роль общения в развитии детей является первостепенной и играет основополагающее значение для общего развития и благополучия. Эффективная коммуникация не только позволяет выражать свои потребности, желания и эмоции, но и играет важную роль в понимании предоставляемой им информации. В современной практике всё чаще приходится работать с неречевыми детьми. От правильно выстроенной коммуникации с таким ребёнком зависит эффективность всего процесса реабилитации и коррекции. Использование альтернативных средств коммуникации становится единственным способом общаться с теми, кто говорить не может. Альтернативными называются неголосовые системы общения.
Общение - это не просто беседа и обмен информацией, это возможность донести другому человеку свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем представлении обмен информацией происходит при помощи слов. А что делать, если ребёнок имеет особенности в развитии, и способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? Как помочь ребёнку сказать то, что ему хочется выразить? Первый шаг к коммуникации – это установление эмоционального контакта с ребёнком, выстраивание доверия. Здесь поможет такой приём, как подражание. На первых порах взрослый повторяет за ребёнком какие-то действия, например, если ребёнок стучит, то взрослый повторяет за ребёнком и тоже стучит, и обязательно ждёт ответной реакции от ребёнка, продолжает подражать, соблюдая очерёдность: ребёнок-взрослый. Тем самым мы показываем ребёнку, что рядом есть люди, которые его окружают и понимают. Следующий уровень коммуникации – это, когда ребёнок начнет подражать взрослому.
Также, на первых занятиях специалистам совместно с родителями необходимо оценить коммуникативные возможности и особенности ребёнка. Это необходимо для того, чтобы подобрать дополнительные средства коммуникации, которые будут облегчать понимание и выражение мыслей. Для того чтобы помочь безречевому ребёнку выразить свои желания и просьбы, существуют дополнительные средства коммуникации – это предметы-символы, символические изображения (картинки, фотографии, рисунки, пиктограммы), жестикуляция. Для выбора подходящей системы дополнительной коммуникации проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома, на занятиях. Какие коммуникативные действия ребёнок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми. Например, ребёнок даёт знать, что хочет пить, кушать или в туалет, показывает, что ему нравится, а что не нравится. Необходимо проанализировать, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка. Продумать, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы.
Обучение средствам общения необходимо начинать с хорошо знакомых предметов и действий, часто встречающихся в быту. Специально подобранные реальные предметы (на начальном этапе), станут своего рода «ключом» для понимания ребёнком предстоящей ситуации или вида деятельности. Они помогут выразить отказ от предлагаемой ситуации или желание ее продолжить, отвергая или принимая предложенный ему предмет-символ. Например, перед тем как пойти гулять, каждый раз перед выходом из дома предъявлять шапку, чтобы ребёнок со временем начал понимать, если дают шапку, значит пойдет на прогулку. На начальном этапе нужно использовать идентичные реальные предметы, т.е. те предметы, которые ребёнок использует в повседневной жизни. Такие предметы-символы у каждого ребёнка индивидуальны, в зависимости от его возможностей и особенностей. Причём, эти предметы должны быть одинаковые, и дома, и в школе. Все предметы – символы нужно предъявлять со словесным сопровождением и с естественными жестами, обязательно учитывать время обработки информации. Например, даем ребёнку ложку и говорим: «Ложка - будем кушать», и показываем соответствующий жест – «кушать» - это нужно для того, чтобы со временем ребёнок мог использовать жесты или, если есть остаточный слух, понимать слова, конечно, это зависит от возможностей ребёнка. Пример предметов-символов и деятельности, к которой они относятся, в таблице 1(приложение).
Используемые в качестве символов реальные предметы могут быть идентичными, подобными или ситуативно-связанными. Например, идентичным символом для выражения «чистить зубы» является зубная щетка, по цвету и форме ничем не отличающаяся от реальной зубной щетки ребёнка. Подобным символом могла бы стать зубная щетка другого цвета и формы, а ситуативно-связанным с реальным предметом символом может быть тюбик с зубной пастой.
На начальном этапе запланированных видов деятельности, где используется предмет-символ, не должно быть много, не больше 2-3 видов деятельности, связанных с основными нуждами ребёнка. Чтобы отследить насколько часто предъявляется предмет-символ, можно использовать чек-лист. Заполнять его могут специалисты, которые общаются с ребёнком, и родители. Пример такого чек-листа можно посмотреть в таблице 2 (приложение). Постепенно виды деятельности можно увеличивать таблица 3 (приложение).
На следующем этапе можно использовать два предмета - один предмет, чтобы представить вид деятельности, другой, чтобы использовать во время деятельности. Например, ребёнок берёт ложку к обеду и кладёт ее на стол, а для еды использует другую ложку. Со временем идентичные реальные предметы можно заменить подобными, затем уменьшенными объёмными копиями, реалистичными изображениями, картинками или барельефными изображениями. Со временем, для развития общения, из предметов-символов можно организовать календарь, который будет помогать ребёнку узнавать, что будет происходить, какого события или какой деятельности ожидать. Предметы – символы, используемые в календаре, могут быть использованы для построения диалога, с помощью предмета – символа ребёнок сможет выразить свои желания или просьбы.
Литература
- Баева Д.В., Малышева Т.В. Подари мне радость общения. СБп.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2019
- Хайдт К. Перкинс Школа, Руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития, 2018
- Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация, методический сборник, Новосибирск, 2012