Панова Ирина Геннадьевна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
Уже достаточно долгое время в российском образовании особое внимание уделяется вопросу эмоционального благополучия школьников. В современных меняющихся условиях этот вопрос приобретает всё большую значимость.
Одной из важных задач образовательной организации является создание безопасного и комфортного для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) образовательного пространства, которое способствует благополучному личностному и интеллектуальному развитию детей, обеспечивает атмосферу доброжелательности и заботы о каждом, поддерживает чувство физической, эмоциональной и социальной безопасности.
Образовательное пространство - это специально организованная среда взаимодействия педагогов и обучающихся. Эмоциональное благополучие обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве – это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие детей в социальном и пространственно-предметном окружении, которое является важным фактором успешности их обучения и социальной адаптации.
К показателям эмоционального благополучия обучающихся относятся: позитивная Я-концепция, положительная эмоциональная атмосфера в школе, возможность достигнуть позитивных результатов в деятельности, переживание успеха, отношение к ситуации проверки знаний и оценкам, удовлетворенность учебной деятельностью и взаимоотношениями с педагогами и сверстниками. Эмоционально благополучными считаются те дети, которые чувствуют себя комфортно, уверенно и безопасно в образовательном учреждении, способны управлять своими эмоциями и успешно взаимодействовать с окружающими.
В ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2" обучаются дети с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Эти обучающиеся испытывают трудности произвольной саморегуляции, у них замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных, и коммуникативных способностей.
Для определения состояния эмоционального благополучия обучающихся в школе ежегодно проводится психодиагностика по следующим методикам: «Изучение степени удовлетворенности образовательным процессом педагогов, учащихся и родителей» (М. Лукьянова, Н. Калинина); «Тест школьной тревожности» (Филлипса); «Методика самооценки и уровня притязаний» (Дембо-Рубинштейн); «Эмоционально-психологический климат класса» (Г.А. Карпова); «Исследование уровня комфортности школьной среды, психологического самочувствия учащихся в школе» (Л.Д. Юпатова); и наблюдение за деятельностью детей и педагогов на уроках. Результаты мониторинга способствуют адаптации образовательных условий и психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Совместная деятельность администрации школы и педагогических работников по обеспечению эмоционального благополучия обучающихся направлена на организацию учебного процесса, организацию образовательной среды, формирование благоприятного психологического климата.
1) Организация учебного процесса. Наблюдения за учебном процессом выявили, что при проведении уроков педагоги придерживаются гигиенических условий (временные и пространственные нормативы, продолжительность и чередование разных видов деятельности, пр.), учитывают специфические, возрастные и образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, стимулируют познавательную активность, оказывают поэтапную помощь в усвоении знаний и осуществляют контроль. Кроме этого, они варьируют процесс обучения с учётом функционального и эмоционального состояния детей с ОВЗ:
- Используют здоровьесберегающие технологии на каждом уроке, чередуя и дополняя их, проводят динамическую паузу с использованием методов психокоррекции, психогимнастики, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пантомим, релаксирующих или аутотренинговых приемов, др.
- Используют приемы и методы, активизирующие разные виды анализаторных систем учащихся в целях не допущения сенсорной перегрузки.
- Работают с мотивацией через разные виды деятельности (беседы, викторины, игры, пр.) и собственный пример. Формирование и удержание познавательного интереса напрямую зависит от настроения педагога, тональности голоса и в целом от его отношения к текущему процессу.
- Проводят рефлексию не только для закрепления учебного материала, но и для самоанализа эмоционального отношения детей к происходящему на уроке.
- Обращают внимание на состояние ребенка не только во время урока, но и после него: на признаки утомления, вид и эмоциональное состояние, когда он покидает класс, его просьбы и мотивы, его взаимодействие с окружающими.
2) Организация образовательной среды. Пространственная среда школы, как один из факторов образовательной среды, взаимосвязана с психологическим и академическим благополучием школьников. Зачастую именно особенности организации школьного пространства могут быть важны для ученика с ОВЗ как ресурсные средства психологического благополучия. В школе выделяют две категории мест: социальные или учебные (классы, лаборатории, библиотеки, иные помещения для проведения различных занятий) и рекреационные (места, где школьники могут отдыхать в свободное время).
В 2024 году школа стала участником проекта «Доброшкола». Были отремонтированы и переоборудованы кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, классы биологии, домоводства, мастерские. Дизайн интерьеров и наполнение соответствует назначению кабинетов, методикам преподавания, возрастным потребностям обучающихся и инновационным требованиям. Комплектование и оформление каждого помещения персонализировано, экологично, многофункционально и комфортно. При проектировании учитывалось, что в качестве психологического ресурса пространственной организации школьной среды будут выступать те ее характеристики, которые связаны с субъективно воспринимаемой продуктивностью (успешность в деятельности и общении), функциональным (удобно) и эмоциональным комфортом (нравится, успокаивает и др.), привязанностью (мое, наше и пр.).
Наблюдения за учебным процессом в обновленных кабинетах свидетельствуют об улучшении эмоционального и функционального состояния обучающихся. В беседах они отмечают, что в новых условиях меньше устают, заниматься им стало интересней, взаимодействовать с педагогами и другими учениками удобней, результаты обучения стали наглядней.
3) Формирование благоприятного психологического климата. В целях получения качественного образования каждым обучающимся с ОВЗ в нашей образовательной организации реализуется проект «Школа Минпросвещения России». Одним из ключевых условий проекта является формирование благоприятного школьного климата. Факторы, влияющие на формирование благоприятного психологического климата школы:
- Атмосфера в классе: благоприятная атмосфера, где царит уважение, понимание и поддержка, способствует укреплению эмоционального состояния обучающегося с ОВЗ, обеспечивает каждого ученика чувством безопасности и равноправия, независимо от его возможностей.
- Отношения с педагогами: играют значительную роль в создании учебной обстановки. Учитель должен быть открытым для диалога, готовым выслушать учащегося, обсудить его проблемы. Уважительное и внимательное отношение формирует у детей уверенность в себе и позитивное отношение к учебе.
- Индивидуальный подход: учёт особенностей, возможностей и уровня достижений каждого ребёнка, прогноз его развития позволяет создать условия, в которых он сможет максимально раскрыть свой потенциал.
- Физическая активность: регулярные занятия физической активностью помогают улучшить настроение и снизить уровень стресса.
- Психокоррекционная помощь: реализация программ, направленных на коррекцию и развитие навыков общения и взаимодействия с другими детьми, саморегуляции и управления стрессом, способствует улучшению социальной адаптации, развитию эмоциональной сферы и снижению тревожности.
- Психологическая поддержка: своевременная помощь психологов или других специалистов сопровождения в решении актуальных (учебных и личных) проблем позволяет детям и взрослым справляться с трудностями.
- Обучение и консультирование педагогов: повышение квалификации учителей в области работы сдетьми с ОВЗ поможет им лучше понимать потребности этих детей и эффективно помогать им.
- Родительская поддержка: родители должны быть активно вовлечены в процесс обучения. Важно, чтобы родители были постоянно информированы о потребностях своего ребенка и могли оказывать ему необходимую поддержку.
- Взаимодействие семьи и образовательного учреждения: это организация сотрудничества, направленная активизацию социальных, нравственных и общекультурных ресурсов семьи для обеспечения успешного обучения, развития и воспитания детей с ОВЗ через разные формы работы.
- Общественная жизнь школы: участия в социальных проектах и мероприятиях (волонтёрство, занятия в кружках, тематические мероприятия, спортивные соревнования, конкурсы и др.) способствуют развитию социальных навыков, снижают уровень стресса, повышают уровень психологической защищённости, помогают детям с ОВЗ находить новые интересы и друзей.
Эмоциональное благополучие обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве зависит от множества факторов (общая атмосфера в школе, временная, предметная и пространственная доступность, комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение, индивидуально ориентированное и поддерживающее окружение, организованное взаимодействие всех участников образовательных отношений), при этом является основой успешного обучения и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Литература
- Благополучие в образовании: современные исследования: сборник научных статей / науч. ред. Т. Н. Канонир, А. И. Савенков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2024. — 240с. — 100 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (76)).
- Фирсова, С.В. Эмоциональное благополучие младшего школьника / С.В. Фирсова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 1.2 (81.2). – С. 47-49.
- https://infourok.ru/emocionalnoe-blagopoluchie-uchaschihsya-kak-komponent-bezopasnoy-obrazovatelnoy-sredi-2061780.html/.
- https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-emotsionalnogo-blagopoluchiya-uchenikov-v-shkole/.
Комментарии