Потапова Елена Вячеславовна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект - карты". В мир учебных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Существуют общие требования к составлению интеллект – карты:
- Главная идея обводится в центре страницы.
- Лист располагается горизонтально.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждая мысль обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и так далее.
Полезные свойства интеллект-карт:
Наглядность.Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект – карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект – карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- Творчество. Интеллект - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
- Возможность пересмотра.Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Пример
Литература
- Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов "Conсept Maps" и "Mind Maps" для повышения уровня информационной компетентности обучаемых.
- Бершадская, Е. А. Применение метода интеллект - карт для формирования познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е. А. Бершадская // Пед. технологии : проф. журн. для технологов образования. - 2009. - N 3. - С. 17-21.
Комментарии