Суязова Ольга Геннадьевна, учитель-олигофренопедагог, МБОУ "ОШ № 2", Тюмень, Тюменская область
Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требуют социально-педагогической поддержки. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим в нашей образовательной организации появилась необходимость проводить целенаправленную работу с родителями, которая включала бы обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью. В связи с этим перед нами стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.
С 2022 года в нашей образовательной организацией реализуется проект «Мы вместе», который направлен на работу с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. Целевой группой дети младшего школьного возраста c интеллектуальными нарушениями, родители, педагоги, специалисты школы. В ходе реализации проекта мы создали портфолио проекта, познакомились с семейными обычаями и традициями, совместно готовим и проводим творческие мероприятия. В связи с положительными достигнутыми результатами, мы продолжили работу, привлекая родителей и детей старших классах нашей школы.
В дальнейшем в школе был создан родительский клуб «Опора». Деятельность клуба «Опора» направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско-родительских отношений.
По результатам анкетирования родителей были выбраны три основных направления работы:
- принятие ребенка таким, какой он есть
- профессиональная помощь
- раннее профессиональное самоопределение.
По этим направлениям проведены следующие мероприятия:
- направление:
- индивидуальные беседы с родителями по простроенному маршруту;
- прослушивание и обсуждение помогающих сказок в мини-группах;
- совместные с ребенком тренинги на взаимодействие в различных ситуациях.
- направление:
- мини-лекции узких специалистов (психолог, дефектолог, логопед) о развитии детей с разными нозологиями;
- тренинги с элементами арт- и сказкотерапии, направленные на развитие ребенка по индивидуальному маршруту.
- направление:
- дискуссионная площадка по вопросам профессионального самоопределения с приглашением специалистов средних профессиональных учреждений города;
- диагностика с последующими консультациями детей и родителей по вопросам ранней профориентации.
При сравнительном анализе входной и итоговой диагностики по трем актуальным направлениям, было выявлено, что компетентность родителей в указанных направлениях возросла.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа с семьей, является необходимой составляющей образовательных отношений в нашей школе. В результате этого нами была создана программа «За руку с семьей». Целью, которой является создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся с ОВЗ и их родителей в школе и дома, оказывающих положительное влияние на становление взаимоотношений в семье и интеграции детей с ОВЗ в общество.
В ходе работы программы будут достигнуты следующие результаты:
- Формирование единых педагогических требований.
- Своевременное выявление детей, требующих внимания.
- Вовлечение родителей в воспитательный процесс.
- Оказание помощи проблемным семьям.
- Развитие творческих способностей воспитанников.
- Формирование адекватного интереса родителей к проблеме осознанного выбора профессии их детьми.
- Расширение знаний о профессиональных способностях и возможностях обучающихся с ОВЗ.
- Проявление родительской компетентности, способствующей своевременному и качественному профессиональному выбору своих детей.
Учителя, классные руководители, специалисты и тьюторы тщательно выбирают направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды.
Комментарии