Практика сотрудничества с родителями "За руку с семьей"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Суязова Ольга Геннадьевна, учитель-олигофренопедагог, МБОУ "ОШ № 2", Тюмень, Тюменская область

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требуют социально-педагогической поддержки. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим в нашей образовательной организации появилась необходимость проводить целенаправленную работу с родителями, которая включала бы обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью. В связи с этим перед нами стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

С 2022 года в нашей образовательной организацией реализуется проект «Мы вместе», который направлен на работу с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. Целевой группой дети младшего школьного возраста c интеллектуальными нарушениями, родители, педагоги, специалисты школы. В ходе реализации проекта мы создали портфолио проекта, познакомились с семейными обычаями и традициями, совместно готовим и проводим творческие мероприятия. В связи с положительными достигнутыми результатами, мы продолжили работу, привлекая родителей и детей старших классах нашей школы.

В дальнейшем в школе был создан родительский клуб «Опора». Деятельность клуба «Опора» направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско-родительских отношений.

 По результатам анкетирования родителей были выбраны три основных направления работы:

  1. принятие ребенка таким, какой он есть
  2. профессиональная помощь
  3. раннее профессиональное самоопределение.

По этим направлениям проведены следующие мероприятия:

  1. направление:
    • индивидуальные беседы с родителями по простроенному маршруту;
    • прослушивание и обсуждение помогающих сказок в мини-группах;
    • совместные с ребенком тренинги на взаимодействие в различных ситуациях.
  2. направление:
    • мини-лекции узких специалистов (психолог, дефектолог, логопед) о развитии детей с разными нозологиями;
    • тренинги с элементами арт- и сказкотерапии, направленные на развитие ребенка по индивидуальному маршруту.
  3. направление:
    • дискуссионная площадка по вопросам профессионального самоопределения с приглашением специалистов средних профессиональных учреждений города;
    •  диагностика с последующими консультациями детей и родителей по вопросам ранней профориентации.

При сравнительном анализе входной и итоговой диагностики по трем актуальным направлениям, было выявлено, что компетентность родителей в указанных направлениях возросла.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с семьей, является необходимой составляющей образовательных отношений в нашей школе. В результате этого нами была создана программа «За руку с семьей». Целью, которой является создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся с ОВЗ и их родителей в школе и дома, оказывающих положительное влияние на становление взаимоотношений в семье и интеграции детей с ОВЗ в общество.

В ходе работы программы будут достигнуты следующие результаты:

  • Формирование единых педагогических требований.
  • Своевременное выявление детей, требующих внимания.
  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс.
  • Оказание помощи проблемным семьям.
  • Развитие творческих способностей воспитанников.
  • Формирование адекватного интереса родителей к проблеме осознанного выбора профессии их детьми.
  • Расширение знаний о профессиональных способностях и возможностях обучающихся с ОВЗ.
  • Проявление родительской компетентности, способствующей своевременному и качественному профессиональному выбору своих детей.

 Учителя, классные руководители, специалисты и тьюторы тщательно выбирают направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды.

Комментарии  

+1 #1 Ольга 02.12.2024 20:43
Проект интересный и очень нужный, как для детей так и для родителей. Особенно для родителей.
Цитировать
0 #2 Алексей 04.12.2024 22:02
Всё правильно. Может, и несуразно звучит, но работа над детьми должна начинаться с родителей.
Цитировать
0 #3 Ярослава 07.12.2024 13:55
Прекрасное направление проекта, которое действительно является полезным и актуальным в наше время.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить