Гусева Елена Степановна, воспитатель, МАДОУ детский сад "Росток", детский сад № 47 "Чебурашка", Новоуральск, Свердловская область
Воспитанники с ТНР - это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Часто у детей с ТНР наблюдается задержка развития психических процессов, таких, как память, внимание, мышление, воображение. В опыте своей профессиональной деятельности при организации коррекционно-образовательной работы с воспитанниками с ТНР реализую элементы технологии ТРИЗ (Теория Решения ИзобретательскихЗадач),основателем которой является Генрих Саулович Альтшуллер. На мой взгляд, она является эффективной образовательной технологией, так как в ней сочетается работа над развитием речевой деятельности и над формированием мышления и воображения.
Известно, что в понятие «речь» мы включаем такие компоненты как звукопроизношение, грамматический строй речи (словообразование, словоизменение),развитие словаря. Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности,можно использовать элементыТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Поэтому приёмы и игры ТРИЗ используются нами в индивидуальной работе на протяжении дня в соответствии с тематическим планированием, предложенным учителем-логопедом.
Воспитанникам нашей группы сложно даются описательные рассказы по предметным, сюжетным картинкам, игрушкам. Часто не могут перечислить признаки и свойства предмета, детям не хватает слов для описания. Очень трудно даются детям творческие рассказы и сочинение сказок, не владеют алгоритмом составления рассказа. Для развития умений и навыков описательной речи, для расширения и обогащения словаря детей мы используем следующие методы ТРИЗ активизации творческого мышления с целью развития речи. Это: сочинение сказок по методу каталога (МК), проведение игр речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем, проведение игр по усвоению сущности диалектических законов - словесное описание фантастических образов, созданных на основе метода фокальных объектов (МФО), словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования.
Все методы, предлагаемые ТРИЗ-технологией для активизации творческого мышления с целью развития речи, являются игровыми. Игра — это естественный путь обучения детей.
Сочинение сказок по методу каталога (МК):
С помощью данного приёма дети учатся составлять сюжеты. Педагог обращает внимание детей на последовательность событий в сюжете, причинно-следственные связи. Полученный сюжет обсуждается с детьми, что способствует пониманию, в том числе на слух. Педагог стимулирует речь детей, задавая вопросы.
Следующий метод - это игры речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем. Использую игры «Кто же это делает», «Неумейка», «Я еду в деревню», «Повторяка», «Расскажи сказку» и другие из пособия «Весёлая дидактика» для педагогов дошкольных учреждений Анны Валерьевны Корзун. Играя в эти игры, у детей обогащается словарь существительными, прилагательными, глаголами и наречиями.
Игры по усвоению сущности диалектических законов - словесное описание фантастических образов, созданных на основе метода фокальных объектов (МФО) развивают у детей монологическую речь.Дети учатся вначале составлять словосочетания, далее связный рассказ-описание по признакам.
Следующий приём – это словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования. Типовые приёмы фантазирования основаны на физических преобразованиях объектов, их частей, признаков, места событий. Именно на этих приёмах созданы сказочные персонажи. Преобразование объектов строится на следующих приёмах (с помощью «Волшебников»):
- изменение подвижности (Волшебник оживления - окаменения);
- изменение размера (Волшебник уменьшения - увеличения);
- преобразование свойств времени (Волшебник времени);
- приём «наоборот» (Волшебник, наоборот);
- изменение строения (Волшебник дробления - объединения);
- специальное (С) и универсальное (У) волшебство (Волшебники специал – универсал). Приёмы «Оживления», «Уменьшения – увеличения», «Ускорение или замедление» способствуют развитию лексико-грамматических средств языка. Словарь детей обогащается введением новых слов и словосочетаний. Совершенствуется навык составления повествовательного рассказа с включением элементов фантазии (Приложение №1). Приём «Наоборот» знакомит детей с противоположными по значению словами (антонимами), давая им объяснения. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Приём «Дробления – объединения» позволяет научить детей проводить описание объектов, изменять объекты, придумывать новое название объекту. Т. е. происходит активизация словообразовательных процессов — это употребление в речи сложных слов, прилагательных с различным значением, упражнение в подборе синонимов, антонимов (Приложение №2). Приём «Специал–универсал» - способствует совершенствованию связной речи: закреплению навыков рассказа, пересказа с элементами фантазийных и творческих сюжетов. Упражняясь в использовании приёмов фантазирования, наши воспитанники учатся сочинять свои сказки, придумывать фантастические истории (Приложение №3).
Речевая активность дает детям возможность проявить свою индивидуальность, высказывать свои мысли, развивая речь. Наблюдая за развитием наших воспитанников, мы отмечаем, что приёмы и игровые упражнения ТРИЗ, позволяют активизировать речь дошкольников, что способствует развитию речевой деятельности воспитанников с ТНР.
Комментарии