Патриотическое воспитание дошкольников с ОВЗ 6-8 лет на основе ознакомления с календарными праздниками с использованием технологии "Интеллект-карты"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Панкратова Наталия Евгеньевна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад "Гармония", детский сад № 51 "Лесовичок", Новоуральск, Свердловская область

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" одним из приоритетных направлений российской системы образования определяет личностное развитие и создание условий для социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, формирование чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. (П. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

ФГОС ДО, ФОП ДО и ФАОП ДО задают цели воспитания обучающихся с ОВЗ, в основе которых лежат конституционные и национальные ценности российского общества: Родина и природа; человек, семья, дружба; познание; жизнь и здоровье; труд; культура и красота.

Ценность "Родина" лежит в основе патриотического направления воспитания. Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста с ОВЗ. Это обусловлено наличием у детей с ОВЗ недостаточного запаса представлений об окружающем мире, узостью кругозора ребенка, ограниченного обиходно-бытовыми рамками, низким уровнем развития психических процессов, невысокой речевой активностью, социальной дезадаптированностью, несформированностью мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы. Таким образом, дети с ОВЗ ограничены в познании социальной действительности, поэтому не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, составляющего фундамент успешной социализации.

Педагоги группы обратили внимание на потенциал календарных праздников как источник для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников с ОВЗ и обогащения представлений об окружающей социальной реальности.

Перед педагогами возникла задача поиска эффективной технологии развития и воспитания детей с ОВЗ, которая поможет воспитанникам накопить запас необходимых представлений, структурировать, обобщить и закрепить информацию, развить познавательные, творческие и речевые способности детей, а также развить умение работать в команде. Свой выбор мы остановили на технологии "Интеллект-карты" (технология была разработана английским психологом Т. Бьюзеном). 

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления, такая "зарисовка" информации многократно увеличивает осознание и запоминание! Она представляет собой особый вид записи материала в виде структуры, исходящей от центра к краям.

Перечень календарных праздников патриотической направленности определен в ФОП ДО и ФАОП ДО и нашел отражение в календарном плане воспитательной работы детского сада: это праздники героико-патриотической направленности, формирующие гражданскую позицию ("День народного единства", "День защитника Отечества", "День Победы", "Праздник весны и труда", "День России"); праздники, формирующие уважительное отношение к семейным ценностям ("День матери", "Новый год", "Международный женский день").

Наполнение интеллект-карт праздников содержанием проходит в несколько этапов:

  • I этап - постановка цели - рождение идеи (определение объекта изучения);
  • II этап - "мозговой штурм", цель - определение основных идей, которые сформируют структуру карты (на этом этапе определяется какие знания важны, необходимы; какие вопросы нужно прояснить: "Что?", "Когда?", "Какой?", "Как?" и др.);
  • III этап - создание интеллект-карты - структурирование информации (использование большого количества образов, обозначение взаимосвязей); 
  • IV этап - "реконструкция и ревизия" (карта живет, пересматривается, дополняется картинками и всем, чем необходимо; закрепление и обобщение материала).

Наполнение содержанием каждой интеллект-карты происходит на протяжении 2-3 недель. Карта праздника висит на видном месте и все время пополняется.

Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов. Педагоги организуют игровые и познавательные ситуации, в которых ребенок сам овладевает понятиями, выбирает путь к решению проблемы, усваивает социальный опыт посредством практических игровых действий. (Приложение № 1. Планирование деятельности по составлению интеллект-карты праздника "День народного единства").

Каждая интеллект-карта праздника составляется исходя из общих требований: горизонтальное расположение листа, в центре поля располагается открытка, обозначающая тему праздника. От центрального объекта проводятся расходящиеся от центра ветви – основные линии. Количество ветвей не должно быть больше 7, иначе дети перестают воспринимать информацию.

У каждой ветви свой цвет. Информативные блоки также раскрашиваются определенным цветом. К каждой линии дети находят картинки-ассоциации, приготовленные заранее педагогами, и наклеивают их на "дерево" карты. Таким образом, каждый ребёнок становится активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. Педагоги так организуют деятельность с отдельными информативными блоками (ветвями), чтобы добиться постепенного, дозированного усвоения материала.

Составляют, оформляют и читают интеллект-карту, начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке по порядку, останавливаясь на каждом информативном блоке. Так, интеллект-карта становится наглядной опорой для составления рассказа и пересказа. На всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, дети не только учатся усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Готовую интеллект-карту праздника воспитанники презентуют самостоятельно. Кому презентовать – выбирают сами: другой группе, родителям, педагогам. Интеллект-карта помещается в родительский уголок, где дети с удовольствием рассказывают родным и друзьям о своих открытиях, потому что им все стало понятно и наглядно. Также интеллект-карты праздников можно встраивать в утренники или игру.

С целью выявления эффективности проведенной работы был проведен мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников 6-8 лет с ОВЗ подготовительной к школе группы. Итоговыми вопросами были такие: "Сейчас или когда станете взрослыми, вы бы хотели переехать в другой город?", "Вы бы хотели уехать жить в другую страну?" 80 % воспитанников дали отрицательный ответ. На вопрос "Почему?" 2 ребенка ответили: "Россия – наша Родина".

Анализ эффективности работы показывает, что в процессе целенаправленной систематической деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников с ОВЗ на основе ознакомления с календарными праздниками с использованием технологии "Интеллект-карты" можно сформировать личность, обладающую качествами гражданина-патриота. 

  • 00001
  • 00002
  • 00003
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.pdf)Приложение.pdf263 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить