Игра как средство профилактики и коррекции трудностей в овладении чтением и письмом

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Никитина Оксана Юрьевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович

Основной целью логопедического сопровождения является предупреждение и исправление нарушений устной и письменной речи; комплексная подготовка детей к овладению школьно-значимыми учебными действиями для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

У обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Также наблюдается несформированность психологических предпосылок к обучению: неустойчивое внимание; отсутствие наблюдательности к языковым явлениям; слабая способность к запоминанию; низкий уровень познавательной активности и учебной мотивации.

Использование игровых методов и приёмов, применяющихся в процессе логопедической коррекции, позволяет оказывать влияние не только на познавательную активность, внимание, память, но и является прекрасным средством профилактики и коррекции трудностей в овладении чтением и письмом.

Напольная игра "Клетка". Данная игра имеет многофункциональную направленность: развивает память, зрительное внимание и восприятие, фонематический слух, общую моторику, оптико-пространственные представления; позволяет в игровой форме отрабатывать поставленные звуки; формирует все виды звуко-буквенного и слогового анализа; закрепляет навык чтения.

Также, благодаря игре "Клетка", решаются задачи коммуникации и социализации детей с нарушениями интеллекта, поскольку во время игры они не только учатся следовать инструкции педагога, но и взаимодействуют друг с другом, договариваются, уступают, помогают, то есть активно формируются процессы произвольной саморегуляции.  

В состав набора входит напольное игровое поле 25 клеток (размер клеток 30 на 30 см), наборы картинок на разные группы звуков, звуковые схемы и др.  Варианты игр могут быть разнообразны. Вашему вниманию некоторые из них:

"Штурман и пилот"

Цель: ориентировка в пространстве.  У штурмана схема пути пилота, он даёт команды, направляя. Пилот двигается в заданном направлении. Например; две клетки вперёд, три клетки направо, одна клетка влево.

"Болото"

Цель: формирование фонематического восприятия. На игровом поле разложены карточки со слогами на автоматизируемый звук. Логопед называет слоговую цепочку, ребёнок должен запомнить и пройти по ней, правильно повторяя слоги.

(Тот же вариант для дифференциации звуков, только карточки со слогами на оппозиционные звуки.)

"Кто быстрее" (два игрока)

Цель: формирование языкового анализа и синтеза. Задание: выбрать картинки на заданный звук (у каждого свой) и разложить их на поле, заполняя клетки по вертикали или горизонтали. Побеждает тот, кто раньше заполнит свои клетки.

"Найди пару"

Цель: формирование языкового анализа и синтеза. На игровом поле картинки с изображениями, в руках у детей схемы слов или ребусы (зашифрованные слова). Задание: найдите пару.

"Профессии"

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи. Отработка глаголов: на игровом поле картинки с профессиями. Задание: кто так делает? Ребёнок шагает, называя профессию.

"Загадки"

Цель: развитие логического мышления. Игра для 3-5 детей. Дети встают в ряд у первого ряда клеток. Педагог загадывает загадку, отгадавший делает шаг вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех пройдёт всё поле.

"Бабочка и цветок"

Цель: формирование навыка чтения; формирование языкового анализа и синтеза. У обучающихся бабочки с определённым звуком, на игровом поле гласные буквы (или слова с пропущенной буквой). Бабочки "садятся" на цветок и громко называют получившийся слог (или слово).

"Составь предложение"

Цель: формирование навыка чтения, логико-грамматических отношений. На игровом поле карточки со словами. Задание: найдите слова, связанные между собой по смыслу, составьте предложение.

"Рыбаки"

Цель: формирование зрительного внимания, навыка чтения, дифференциация парных глухих и звонких согласных, языковой анализ, а также развитие общей моторики и координации. Игра для 3-5 детей. На игровом поле "рыбки" с буквами, слогами на изучаемые звуки или  целыми словами (с обратной стороны "рыбок" магниты). У детей в руках магнитные удочки. Варианты заданий:

  1. Поймай рыбку, назови букву (слог, слово), которая написана на рыбке.
  2. Поймай рыбку только с глухими (звонкими) согласными.
  3. Послушай слово, поймай рыбку, на которой это слово написано. Придумай предложение с данным словом.