Виртуальная экскурсия как средство успешной адаптации детей с ТМНР

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шорохова Татьяна Викторовна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

В наше время трудно представить работу обучающегося без обращения к интернету или подготовку учителя без опоры на интернет–ресурсы, которые дают возможность в любой момент преодолеть пространственные и временные ограничения, с легкостью посетив любое место на карте нашего города посредством интерактивной экскурсии. В период пандемии и дистанционного обучения "виртуальная экскурсия" стала актуальна, ведь не нужно выходить из дома или школы, а инновационные методы и приемы помогут в экономии времени, причем как для сотрудников музея, так и для детей, обучающихся на дому или в условиях детского дома инвалидов.

Представление о малой Родине начинается именно с детских впечатлений. Насколько ярко представление ребенка об окружающем, настолько увлекателен процесс усвоения и реализации обучающимся социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с действительностью, а зависит это от педагогов образовательного учреждения и родителей (законных представителей). Так формируются социокультурные навыки и социальные компетенции.

Поэтому, одним из основных направлений моей работы является систематическая, целенаправленная деятельность по развитию навыков социального поведения через представление культурных ценностей нашего города, через использование нетрадиционных формы обучения- виртуальных экскурсий. Одна из таких экскурсий была проведена в краеведческий музей нашего города, которая является обобщающим занятием по предмету: "Развитие речи и коммуникация" (раздел "Птицы") для обучающихся с ТМНР.

Цель: приобщение обучающегося к навыкам нравственного и культурного поведения в краеведческом музее г.Карпинска, закрепление имеющихся знаний в разделе "Птицы".

Задачи:

  1. Познакомить обучающегося с краеведческим музеем г. Карпинска.
  2. Привить правила культурного поведения в музее.
  3. Способствовать эмоциональному отклику и воспитанию эстетических чувств в процессе проведения "виртуальной экскурсии".
  4. Развивать у обучающегося речь и коммуникацию, умение внимательно слушать и наблюдать.

Начинаем разговор о нашей малой родине и затем отправляемся в виртуальную экскурсию в отдел природы (показываю на карте местонахождение Свердловской области и города Карпинска).

В эстетической части "виртуальной экскурсии" предлагается маршрут (приложение № 1).

Далее ведется беседа по содержанию (с опорой на помощь учителя):
-Понравилась ли тебе сказка? Чем?
-Из-за каких качеств пострадала сорока?
-Как ты думаешь, могла ли исправиться сорока?
-Что было бы, если б сорока поделилась с синичкой калачами? И т.д.
-провести игру "Угадай, кто это?" (на экране ноутбука фото птиц);
-выполнить физминутку "Скачет шустрая синица".

Акцентирую внимание на том, что музей – это место, где собираются, хранятся и выставляются для показа памятники старины или искусства, чучела животных и птиц. В зависимости от экспонатов, коллекций существуют разные виды музеев. Мы уже побывали в краеведческом музее и вспомним, чучела каких животных и птиц мы видели в музее? (Провожу беседу с обучающимся).
Затем провожу игру "Отгадай загадку" на тему "Птицы родного края". На доске размещены картинки с птицами. Учитель загадывает загадку, а обучающийся называет отгадку. Находит картинку с изображением птицы и называет ее, в помощь ребенку предлагается алгоритм работы по теме "Птицы"; (приложение №2). (фото1).

Потом проводится психогимнастика "Волшебный лес" под "Пение птиц".

Совершив "виртуальную экскурсию" в краеведческий музей, мы побывали в заповеднике; поговорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа и животный мир; как надо любить и беречь птиц, которые нуждаются в нашей защите; как важно устраивать "птичью столовую" в холодное время года.

В качестве рефлексии даю задание на выбор: раскраску любой птицы, которая больше всего запомнилась, либо разрезные картинки, которые нужно собрать.

Подвожу итог занятия: расскажи каких птиц ты собрал из разрезных картинок? Какая птичка понравилась больше всего?

Закончилась наша виртуальная экскурсия. А за активное участие бонус- раскраска "Зимующие птицы" (создание "ситуации успеха" для ребенка).

Применение виртуальной экскурсии в образовательном процессе, для детей с ТМНР, позволяет сделать вывод, что реализованная работа активизирует познавательную активность, развивает психические процессы, преодолевает психологические барьеры между учителем и обучающимся, обогащает социальную компетентность и коммуникативные навыки коллективного поведения, дает возможность применение опыта в практической деятельности и является эффективным средством организации учебного процесса, это способствует социализации обучающегося и формированию необходимых ключевых компетенций.

Список литературы

  1. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. -13с.
  2. Пономарёва, А.А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников [Текст] / А.А. Пономарёва // Научный поиск. – 2011. – №2(3).- 14с.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.doc)Приложение.doc64 Кб