Чехлова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
"Первое, что характеризует сознание ребёнка – возникновение единства между моторными и сенсорными функциями", - Л.С. Выготский.
Больше тридцати лет назад, первый год своей педагогической деятельности я обратила внимание на книгу "Расскажи стихи руками", которая была издана в 1992г. в Москве. Вольный перевод английских фольклорных стихов был сделан Вадимом Егоровым, а выразительные движения к этим стихам придумала Ирина Закрочинская. Попробовав разучить несколько стихотворений из этой книги с помощью движений, я поняла, насколько эффективна данная технология в работе с воспитанниками и обучающимися с ОВЗ, и понемногу начала сама придумывать различные движения к стихотворным текстам.
Я назвала технологию "Речедвигательные игры" (далее РДИ). Прямой смысл названия разъясняет её основную цель: для повышения эффективности коррекционной работы в игровой форме объединить речь с движением. В переносном значении РДИ - это игры, способные "двигать", т.е. развивать речь.
РДИ - это совместное с педагогом, отражённое от речи педагога и, наконец, самостоятельное рассказывание стихотворных текстов детьми, сопровождающееся выполнением различных выразительных движений, физических упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики, координации движений, на развитие различных видов дыхания, на обучение детей элементам самомассажа.
Правила РДИ просты, понятны и доступны каждому:
- посмотри и послушай;
- попробуй;
- сделай сам.
При первичном прослушивании детьми стихотворения педагогу необходимо объяснить лексическое значение всех новых, незнакомых им слов и выражений.
Для этих игр очень просто создать устойчивую положительную мотивацию: "Ребята! А вы знаете, что стихотворение можно не только рассказать, но и показать? Попробуем?" На моей практике ещё ни один ребёнок не отказался от столь заманчивого предложения.
Основное время для использования этих игр отводится в курсе занятий "Логоритмика". Но так же играть в эти игры можно в классе, в кабинете логопеда или дефектолога, на прогулке. Эти игры не требуют сложного специального оборудования, их можно использовать на различных уроках в качестве физкультурной паузы, на перемене.
Большая ценность данной технологии, по моему мнению, заключается в возможности с помощью физических упражнений, выразительных движений, сохранить и укрепить физическое здоровье ребёнка, сформировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки, развить необходимые физические качества, создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности в любых видах деятельности школьников с ОВЗ.
Технологии, включающие в себя элементы физического воспитания, очень важны для развития речевой функции детей. Специалистам известно, что речевые зоны коры головного мозга располагаются в непосредственной близости к двигательной зоне коры (прецентральная область), и их клетки на определённых участках переплетаются, взаимодействуют. Нервные клетки коры головного мозга обладают способностью к иррадиации, т.е. к распространению возбуждения от клеток одного центра к клеткам другого. Таким образом, включая в работу с помощью физических упражнений двигательный центр, мы способствуем возбуждению, активизации и развитию нервных клеток речевых центров.
РДИ с пальчиковыми упражнениями повышают эффективность работы по коррекции нарушений тонкой ручной моторики, что очень важно для успешного формирования графо-моторных навыков.
Позитивные эмоции, получаемые школьниками в процессе игры, положительно сказываются на включение в работу всех познавательных процессов.
Восприятие. Ребёнок, переживающий положительные эмоции, открыт всему миру. Все его анализаторы готовы воспринять и переработать поступающую информацию.
Память. Позитивные эмоции улучшают запоминание. Ребёнок всегда гораздо лучше запоминает яркие, эмоционально-окрашенные события, предметы, персонажи. Включение в работу по запоминанию речевого материала двигательной, мышечной памяти позволяет значительно ускорить этап запоминания, повысить его точность и прочность, сделать более объёмным и точным процесс воспроизведения.
Мышление. Ребёнок, переживающий положительные эмоции, гораздо лучше справляется с выполнением мыслительной задачи, гораздо успешнее применяет приёмы когнитивной деятельности.
Волевые процессы. Радость, удовольствие усиливают мотивацию, способствуют принятию правильных решений, увеличивают способность к волевым усилиям.
РДИ дают дополнительные, позитивно яркие впечатления от ритмичных движений обучающимся с РАС и позволяют закрепить в поведении ребёнка большее число речевых, двигательных и, самое главное, поведенческих стереотипов.
РДИ способствуют укреплению соматического и психологического здоровья школьников с ОВЗ.