Кейс-технология "Дорога к сказке" в работе с детьми раннего возраста, имеющих риски в развитии

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Швецова Жанна Аркадьевна, педагог-психолог, ВКК, МАДОУ детский сад комбинированного вида "Росинка" - структурное подразделение Центр (служба) ранней помощи "Солнечные ладошки", Новоуральск

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Огромную роль играет период младенческого и раннего возраста в становлении личности ребенка, необходимо учитывать, если ребенок имеет риски в развитии, инвалидность, то на данном возрастном этапе можно запустить такие компенсаторные механизмы в развитии ребенка, которые не в одном из других возрастных периодов настолько качественно не возместят недоразвитые или нарушенные функции организма. В данный период у ребенка формируются установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Закладываются основные личностные качества, эмоциональная сфера и психические процессы.

В раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики и психологии раннего детства. От воспитания в семье зависит дальнейшее развитие ребенка. Воспитательная функция семьи является одной из ведущих. Под воспитательной функцией семьи понимается не только "целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и вся система взаимоотношений внутри семьи, формирующая личность детей и поощряющая одни и подавляющая другие типы поведения". Для успешного выполнения воспитательной функции семья должна обладать определенным воспитательным потенциалом.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей –это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка с рисками в развитии или со статусом ОВЗ.

По результатам анкетирования семей, имеющих детей раннего возраста, посещающих Центр (службу) ранней помощи "Солнечные ладошки" (далее ЦСРП) на начало 2021-2022 уч. г. выявилось, что 60% родителей не знали, как психологически и педагогически грамотно воспитывать и развивать своих детей, в какие игры с ними играть. Таким образом, помощь по непрерывной психолого-педагогической поддержке семьи, имеющей ребенка с рисками в развитии на раннем этапе, является весьма актуальной, что в свою очередь послужило причиной создания кейса "Дорога к сказке".

Проблемы взаимопонимания взрослых и детей могут возникать из-за разного восприятия окружающего мира ребенком и взрослым. Исправить ситуацию помогут народные сказки. Они являются тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло, так же через сказки можно развивать психические процессы (память, внимание, мышление).

Целью кейс технологии "Дорога к сказке" стало психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста. Были поставлены задачи: познакомить детей со сказками и через них учить эмоционально воспринимать содержание, обогащать пассивный и активный словарь; формировать базовые сенсорные эталоны (цвет, количество, величина, геометрические фигуры), стимулировать детей выполнять словесную инструкцию, способствовать развитию психических процессов, мелкой моторики, координации движений.
Участниками реализации данной кейс-технологии "Дорога к сказке" стали дети раннего возраста в возрасте от 1,6 до 3 лет, их родители и педагог-психолог.

Для осуществления непрерывного образовательного процесса с семьями воспитанников, используются очная (в условиях игрового пространства ЦСРП) и заочные формы (дистанционного формата сопровождения) реализации кейс технологии.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом возрастных, психофизических особенностей детей раннего возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно родителями в домашних условиях.

В кейсе представлено 6 сказок: "Курочка Ряба", "Три медведя", "Колобок", "Репка", "Теремок", "Два жадных медвежонка".

При проведении очных занятий на базе Центра, психолог рассказывает сказку, показывая сюжет на компьютере или посредством настольного кукольного театра. Ребенку предлагаются дидактические игры с героями сказки, например, игра "Найди тень", "Колобок", "Кто убежал" и т.д.

Во время передачи содержания сказки используются инсценировки (например, "Спрячемся от мишки""), различные динамические паузы (например, "Путешествие к домику медведя", "Мы построим теремок" и пр.).

На каждом занятии обязательно используется пальчиковая гимнастика, игры на развитие мелкой моторики. С родителями параллельно проводится практико-ориентированная консультация по применению всех включенных в занятие игр и упражнений в домашних условиях.

Завершением каждого занятия в Центре является частичное проигрывание сказки, тематическое рисование в световой песочнице.

В дистанционном формате родители повторяют сказку, выполняют рекомендации, игры и упражнения в домашних условиях, с использованием презентации, составленной психологом.

Чтение, обыгрывание сказок ребенку, посредством использования кейс технологии "Дорога к сказке" позволяет успешно решать поставленные цели и задачи по реализации психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста с рисками в развитии. По результатам анкетирования семей на конец 2021-2022 учебного года, по итогам реализации кейс технологии "Дорога к сказке", к концу учебного года у 100 % семей воспитанников отмечается положительная динамика.