Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников c умственной отсталостью

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кочурина Дарья Яковлевна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович

Функциональная грамотность- это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Научное понятие понятия "функциональной грамотности" звучит так – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Различают виды функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная, грамотность в вопросах семейной жизни, здоровья, юридическая грамотность. Каждая образовательная область (в начальной школе их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности.

Компонентами функциональной грамотности являются:

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Выделим следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Базовым предметом для этого является урок литературного чтения.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить обучающихся читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения, развитию их творческо-поисковых способностей является проведение нестандартных уроков, уроков-сказок, уроков-исследований, уроков-путешествий, ролевых игр и т. д.

На уроках литературного чтения я использую различные технологии:

  • I. Игровая технология. Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
  • II. Информационные технологии. Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости).
    На уроках чтения используется иллюстрирование школьникам изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой.
  • III. В рамках работы по формированию читательской грамотности актуальна личностно-ориентированная технология. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности обучающихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой обучающихся на работу.
    Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
    Например: создание рисунка к произведению, подготовка вопросов к произведению, написание краткого отзыва к произведению, создание синквейна и др.

На уроках чтения использовала следующие приемы и задания для формирования читательской грамотности - см. Приложения.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.doc)Приложение1.doc158 Кб
Скачать этот файл (Приложение2.doc)Приложение2.doc158 Кб
Скачать этот файл (Приложение3.doc)Приложение3.doc158 Кб
Скачать этот файл (Приложение4.doc)Приложение4.doc158 Кб