Веролайкина Светлана Викторовна, учитель-логопед, олигофренопедагог, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю-логопеду необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий.
Современные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
В течение нескольких лет осуществляется домашнее визитирование к детям с инвалидностью. Так как дети со сложными множественными дефектами (преимущественно с ДЦП), то возникает необходимость и возможность широкого применения различных как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.
Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Нами освоены и используются в работе:
- различные виды массажа;
- различные виды дыхательной и голосовой гимнастик;
- артикуляционная, мимическая гимнастика;
- логопедическая ЛФК;
- гимнастика для глаз;
- упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;
- упражнения на релаксацию;
- психопластика;
- упражнения на профилактику нарушений осанки;
- кинезиологические упражнения;
- логоритмика.
Использование оздоровительных технологий происходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка надолго.
На каждом занятии используются игровые технологии. Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов - от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.
Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В занятия включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.
Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно занятие с детьми с ОВЗ. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости.
Технология "Портфолио" применяется для сбора и сохранения работ детей (рисунков, аппликаций, письменных работ).
Технология исследовательской деятельности применяется с целью коллекционирования открыток, картинок, моделей различных предметов, что помогает развивать процесс мышления – классификацию, расширять словарный запас, кругозор, освоить родовидовые отношения.
Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Ю. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.
В работе учителя-логопеда можно широко применять ИКТ. Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.
Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагога.
В работе используются различные программы:
- Мicrosoft Word - работа с документами;
- Мicrosoft Роint - работа с изображениями;
- Мicrosoft Роwег Роint - презентации к занятиям, рекомендации родителям;
- Microsoft Оffice Publisher – создание памяток, методических рекомендаций для родителей.
При осуществлении домашнего визитирования к детям-инвалидам ИКТ используются по различным направлениям коррекционно-развивающей работы:
- речевой аппарат:
Для детей разного возраста подобраны комплексы артикуляционной, дыхательной, голосовой и мимической гимнастик в виде презентаций в программе Мicrosoft Роwег Роint. Дети школьного возраста могут без помощи взрослых выполнять предложенные комплексы упражнений.
-словарный запас, кругозор:
Школьники обучаются поиску значения незнакомых слов в электронных словарях сети Интернет, поиску нужной информации. Работа с текстовой, аудио и видеоинформацией расширяет кругозор, словарный запас детей.
- связная речь:
Дети совместно с родителями составляют рассказы на заданную тему: "Как я провел выходные дни", "Наша поездка", "Как я отдыхал на море", "Поход в кино", "Посещение выставки" и др. Рассказы записываются на компьютере, сопровождаются картинками, фотографиями и сохраняются в семейном архиве.
- словесно-логическое мышление:
Дети с увлечением выполняют в программе Мicrosoft Word упражнения, которые развивают речь и логическое мышление:
"Ассоциации": Наступила ночь – ночь холодная – холодная рука – рука помощи – помощи нет – нет ветра ….
"Цепочки предложений": На улице выпал снег. – Снег дворник чистит лопатой. – Лопатой дедушка копает землю. – Землю…
"Придумай продолжение": На севере холод – холодная зима – зимний вечер – вечерняя прогулка – прогулочная коляска - …
- чтение:
При работе с текстами тренируется скорость, правильность чтения, улучшается понимание читаемого.
- письмо:
При работе на клавиатуре компьютера формируется и тренируется навык набора слов, предложений, текстов.
При коррекции дисграфий на логопедических занятиях и в качестве домашнего задания детям предлагаются выполнять некоторые упражнения из методических пособий Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н., Ефименковой Л.Н. и др. в программе Мicrosoft Word.
- мелкая моторика, зрительно-моторные координации:
Работа с клавиатурой, "мышью", сенсорной панелью планшета положительно сказывается на развитии моторики рук и пальцев рук детей с ДЦП.
Дети знакомятся с программой Мicrosoft Раint, работа в которой помогает развивать графо-моторные навыки (дети учатся создавать рисунки к электронным рассказам).
- коммуникативные навыки:
Детям подросткового возраста с проблемами общения, находящихся на индивидуальном обучении и ограниченных в социальных контактах, оказывается помощь в нахождении друзей по переписке в социальных сетях, и проводится обучение навыкам ведения переписки.
Много лет применяются на практике инновационные технологии Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Филичевой Т.Б., Нищевой Н.В., Смирновой Л.Н., Новиковой-Иванцовой Т.Н. и других авторов.
Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.