Практика организации единого речевого пространства в условиях образовательного учреждения, реализующего АООП

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Петрова Елена Геннадьевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Дети с ЗПР испытывают специфические трудности в процессе обучения в школе. Они негативно влияют на общее речевое развитие: нарушено звукопроизношение и фонематический слух, недостаточно развит словарный запас и грамматический строй речи, отсутствует соответствующая возрасту связная речь, полиморфные нарушения письменной речи и чтения.

Опыт работы педагогов и анализ научно-методической литературы позволил нашей школе с целью всестороннего речевого развития обучающихся с ЗПР сформировать единое речевое пространство. Необходимость создания условий для систематической коррекции и стимулирования речевой активности каждого ребёнка обеспечивает связь между всеми участниками единого речевого пространства.

Модель коррекционно-образовательной и пространственно-речевой среды представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностический, коррекционно-образовательный, материальный аспекты, обеспечивающие достаточный уровень речевого и психического развития школьника.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих направлений в речевом развитии - фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Система коррекционно-образовательной деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность обучающихся в специально организованной пространственно-речевой среде.

Совместная деятельность учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога, учителей и воспитателей ГПД начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ЗПР. В процессе первичного обследования изучаются особенности языкового и речевого, физического и моторного развития детей, особенности личностного развития, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности. Используя полученные данные, учителя, воспитатели совместно с логопедами определяют этапы, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы для всего класса и для каждого ученика (или подгрупп детей) в отдельности.

Коррекция и развитие речевой культуры обучающихся должна осуществляться в единстве, общими силами всего педагогического коллектива. Работа по совершенствованию культуры речи эффективна тогда, когда методикой формирования коммуникативной компетенции владеет каждый преподаватель любого предмета. Система единых для всех требований, предполагающих строгое соблюдение всеми педагогическими работниками и обучающимися литературной нормы в области орфоэпии, грамматики, логики, орфографии и каллиграфии обеспечивают единый режим грамотного письма и культуры речи (речевой режим) в образовательной организации. Необходимым условием также является и грамотное оформление всех материалов, документов и наглядных пособий; систематическое исправление всех ошибок и недочетов в устной и письменной речи обучающихся. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения.

Учитель-логопед является организатором и координатором диагностической и коррекционно-образовательной работы. В процессе коррекционно-развивающей работы учитель-логопед осуществляет коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение в самостоятельную речь, постановку диафрагмально-речевого дыхания, развитию просодики, мелкой моторики, пространственных представлений, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, развитию связной устной и письменной речи, способствует логопедизации уроков, занятий и режимных моментов, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых и соответственно успешному обучению в школе.

Важным этапом работы учителя-логопеда, педагогов и воспитателей ГПД является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Логопед разрабатывает рекомендации по использованию логопедических приемов в работе с детьми, имеющими ЗПР, рекомендует педагогам формы контроля за произношением, помогает подобрать речевой материал, который будет использоваться при организации образовательной деятельности, режимных моментов, в свободных играх, обсуждает результаты проведенных коррекционных мероприятий.

Коррекционно-развивающие занятия психолога и дефектолога школы также направлены на формирование функций психологической базы обучающихся с нарушениями речи, таких как восприятие речи с различной целевой установкой говорящего, зрительная и слухоречевая память и внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Коррекционно-развивающая работа по данным направлениям способствует преодолению нарушений речевого развития и предупреждению ухудшения состояния в развитии психических функций школьников.

Музыкальный руководитель, продолжая работу учителя - логопеда, использует традиционные музыкальные дидактические игры, скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах, вокальные упражнения, распевки. Тем самым, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия, правильной артикуляции и чистоты интонации.

Правильное речевое развитие ребенка также зависит и от вовлечения в коррекционно-развиваюшую работу родителей и других близких взрослых обучающихся. Проводятся мастер – классы, индивидуальные консультации, для родителей, где в доступной форме разъясняется как, какими методами и приёмами можно преодолеть те или иные проблемы устной и письменной речи обучающихся.

Коррекционная работа по развитию речи обучающихся была бы не полной без внеурочной деятельности, которая осуществляется через работу различных кружков, через разработку и организацию праздников, участия в конкурсах, фестивалях проектов и исполнителей поэтического слова, через участие в фестивале художественной самодеятельности. Традиционно проводится День здоровья, День открытых дверей для родителей. Проведение подобных мероприятий требуют длительной совместной подготовительной работы педагогов и специалистов. Задачей логопеда является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи. Учитель-логопед заранее отрабатывает их правильное и выразительное чтение на индивидуальных занятиях, готовит детей к участию в олимпиадах и конкурсах. В результате обучающиеся нашей школы становятся победителями, занимают призовые места или получают дипломы участников различных мероприятий.

Результатом коррекционно-развивающей работы становится стабильная положительная динамика речевого развития обучающихся с ОВЗ: улучшается состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, мелодико-интонационного и просодического компонента речи, связной устной и письменной речи. Так, например, улучшение произносительной стороны речи у обучающихся первых классов по окончании учебного года наблюдается, в среднем, более чем у 60% обучающихся и около 50% обучающихся, по рекомендации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, продолжают обучение по программам основного общего образования в школах Новоуральского городского округа и успешно адаптируются в новых условиях.

Таким образом, консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволяют обеспечить организацию единого речевого пространства в образовательном учреждении и эффективно решают проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ МОиН РФ № 1598 от 19.12.2014 г.)