Шабалина Алена Сергеевна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
На одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.
Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления, решение задач, упражнения в измерении, геометрический материал.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
Задача. "В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?"
Беседа. "Погублена целая булка хлеба! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс, и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем? Это неуважение к труду многих людей, к хлебу. Ведь хлеб в жизни человека "всему голова"! Как вы понимаете эту народную мудрость?"
Так же предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.
Воспитательные возможности урока литературного чтения.
Уроки литературного чтения дают богатую возможность для нравственного воспитания и развития разума, учат сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, извлекать тайну, оставшуюся за пределами слова. Благодатную почву для нравственного воспитания дает программа начальных классов. Очень много воспитательных ценностей заложено в произведениях.
На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:
- думали над прочитанным;
- сопереживали героям;
- оценивали их поступки;
- осмысливали их проблемы;
- соотносили их жизнь со своей жизнью;
- старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Такой подход, обеспечивая развитие речи учащихся, учит вступать их в диалогические споры, дает им прекрасные возможности для развития монологической речи.
Например, при изучении произведения В. Катаева "Цветик - семицветик" детям предлагается представить себя этим волшебным цветком, рассказать "о себе", т.е. каждый старается ярко описать свою красоту и направить ее на служение людям:
"Пусть каждый, кто дотронется до моих лепестков, станет добрым, смелым, сострадающим, понимающим..."
Ребенок сам проводит параллели между внутренней и внешней красотой, духовные ценности у него стоят на первом месте.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: "Добро всегда побеждает, злые силы терпят поражение". Положительные герои любят свою Родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь, красивы душевно и физически.
Так, например, во 2 классе мы с детьми читали много произведений о человеческих отношениях в разделе "Я и мои друзья". Такие произведения как: "За игрой", "Я ушел в свою обиду" В. Берестова, "Два пирожных" Н. Булгакова, "Волшебное слово" и "Хорошее" В. Осеевой и др. Мы разбирали поступки героев этих произведений, ребята высказывали свое мнение и отношение к поведению детей. Приводили примеры из личного опыта: как поступают настоящие друзья, как правильно относиться к своим близким. И приходили к выводам о том, что доброе слово творит чудеса!
Таким образом, содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.