Использование здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью и ТМНР

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Какшина Ирина Анатольевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. О здоровьесберегающих технологиях можно говорить много, долго и интересно. Но сегодня я хотела бы поделиться опытом использования здоровьесберегающих технологий при организации урока.

При обучении и воспитании школьников, имеющих стойкое, необратимое снижение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы (умственная отсталость) и сопутствующими заболеваниями, остро встает вопрос о соблюдении условий здоровье сбережения и формировании культуры здорового образа жизни при проведении уроков. Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность обучающихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет обучающимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

Принципы здоровьесберегающего урока: принцип двигательной активности; принцип оздоровительного режима; принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания; принцип психологической комфортности; принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

Технология организации здоровьесберегающего урока:

Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежий воздух, рациональное освещение класса и школьной доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей.
Создание благоприятного психологического климата, мотивационной установки, эмоционального настроя. Это может быть какое-то небольшое стихотворение, подсказывающее тему сегодняшнего урока или элементы психогимнастики. Также в организационную часть урока может быть включена речевая гимнастика и упражнения, корригирующие психофизические недостатки обучающихся. Все коррекционно-развивающие упражнения проводятся кратковременно, в оживлённой обстановке.

Рациональная организация урока. Здесь необходимо чередование различных видов учебной деятельности: актуализация опорных знаний, письмо, чтение, слушание рассказа учителя, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и т.д. Нормой должно быть не менее 5-7 видов за урок, поскольку однообразность урока способствует утомлению обучающихся.

Использование кинезиологических упражнений. Данная методика позволяет выявить скрытые способности обучающегося и расширить границы возможностей его мозга. Виды кинезиологических упражнений: растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус; дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность; глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма; упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, выполнение самостоятельных, контрольных работ, работа, связанная с творческой деятельностью то комплекс упражнений, проводится в начале урока.

Дыхательная гимнастика. Обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие, дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение.
Релаксационные упражнения для мимики лица: сморщить лоб, поднять брови (удивиться); нахмуриться, расслабить брови (рассердиться); расширить глаза (страх); расширить ноздри (вдыхаем запах); зажмуриться; поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение); оскалить зубы, ослабить щёки и рот (улыбка).

Профилактика и коррекция нарушений зрения. Это позволяет снять напряжение с глазных мышц работающих долгое время в режиме ближнего зрения. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях.

Физкультурные минутки и физкультурные паузы - являются обязательной составной частью любого урока или занятия. Здесь следует обращать внимание на их содержание и продолжительность, на эмоциональный климат во время проведения и наличие желания у школьников их выполнять.

Пальчиковая гимнастика. Особое значение в своей работе я уделяю пальчиковой гимнастике. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Особое место занимает гимнастика с предметами. Это могут быть мячики Иголбол, предметы различной фактуры и формы. А также учебные предметы, например, карандаш. Такие упражнения провожу ежедневно на каждом уроке. Упражнения обязательно проходят с речевым сопровождением в стихотворной форме.

Практика показывает, что создание образовательной среды, которая обеспечивает ликвидацию стрессообразующих факторов на уроке, индивидуальный подход к обучающимся, позволяющий создать для каждого ситуацию успеха в любых видах деятельности, творческий характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяют повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления здоровья.

Warning: No images in specified directory. Please check the directory!

Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images//stories/2022/03/kakshina