Использование нейрокоррекционных упражнений при работе с обучающимися с УО

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мякина Наталья Владимировна, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

В работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо использовать не только традиционные методы коррекции, но и вводить в систему различные инновационные продукты комплексного сопровождения развития ребенка, например технологии нейропсихологической направленности.

Почему именно нейропсихология?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.

Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы обучающегося через движение.

Нейрокоррекция – это комплекс упражнений, направленный на восстановление и организацию работы, как отдельных областей, так и головного мозга в целом.

Нейрокоррекционные комплексы включают в себя:

  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • двигательные упражнения на растяжку;
  • массаж и самомассаж;
  • артикуляционные упражнения;
  • упражнения для развитие межполушарной ассиметрии;
  • упражнения для мелкой моторики;
  • релаксацию и расслабление.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. Для реализации программы необходимо использовать ежедневно ряд психотехник, которые могут с большой пользой применяться на уроках и в повседневной жизни вообще.

Одним из направлений нейропсихологической коррекции является развитие межполушарных связей.

Для него я бы предложила следующие упражнения:

  • письмо и рисование одновременно двумя руками;
  • письмо и рисование не ведущей рукой (если ребенок правша, то левой и наоборот);
  • наложенные изображения;
  • дорисуй до целого;
  • раскрась картинку одновременно двумя руками;
  • обведи по точкам одновременно двумя руками;
  • проведи линии указательными пальчиками двух рук одновременно;
  • "классики" для пальчиков;
  • упражнение Кулак-Ребро-Ладонь;
  • упражнения на переключение и развитие межполушарной асимметрии;
  • глазодвигательные упражнения.

Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания могут усложняться, увеличиваться в объеме; может повышаться и их темп.

Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку обучающихся, путающих понятия «лево-право», например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.

Обучающиеся получают большое удовольствие осваивая и выполняя такие нейрокоррекционные упражнения, которые способствуют эффективности обучения и стимулируют мозговую деятельность. Упражнения развивают моторику, координацию глаз–рука, функции переработки кинестетической, слуховой, зрительной информации, произвольной деятельности.

Подводя итог, отмечу, что регулярное использование нейрокоррекционных игр и упражнений в работе оказывает положительное влияние на состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей с УО (интеллектуальными нарушениями).

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.doc)Приложение.doc395 Кб