Кем быть? От этого вопроса не уйти!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Янышева Светлана Анатольевна, учитель, ГБОУ СО "Березовская школа-интернат", г. Березовский, пос. Монетный, Свердловская область

Профессиональное самоопределение, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности - проблема вечная. Она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не уходило от вопроса "Кем быть?"

В отличие от учеников с достаточным уровнем сформированности познавательной деятельности, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеются своеобразные черты развития. Это своеобразие, безусловно, проявляется и в профессиональном становлении. Недостаток интеллекта составляет главную часть нарушенного механизма профессионального самоопределения. Сложности начинаются, когда встает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями.

Знания у обучающихся с интеллектуальными нарушениями среднего звена о профессиях ограничены. Ученики не могут четко разграничить профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие и т. д. Учащиеся не имеют достаточно четких, конкретных представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Им не известны собственные возможности, данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда, завышена профессиональная самооценка. Поэтому профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией.

Каждый обучающийся в ОУ знакомится с различными профилями трудового обучения, начиная с 5 класса. На этом этапе закладываются основы профориентационной работы с учащимися. С первых дней обучения в 5-ом классе учащиеся начинают изучать профессиональные приемы. Насколько успешно ученики начнут общий период обучения, зависит от того, хорошо ли знает учитель особенности их учебной и трудовой деятельности, учитывает ли психологическую и физиологическую готовность учащихся к тому или иному виду труда. Нередко встречается отрицательное отношение детей к трудовому обучению, что связано с особенностями психофизического их развития.

Задача учителя в этот период - продуманно организовать психолого-педагогическое изучение обучающихся, направленное на выявление их интересов, склонностей и возможностей для последующего распределения учащихся по группам трудового обучения.

После окончания 6 класса у детей диапазон интересующих профессий сужается, их интересуют профессии, о которых они имеют довольно конкретное представление. Это профессии производственного характера и сферы обслуживающего труда. То есть на этом этапе происходит определение учащихся по трудовому профилю.

Конечно же, для обучения следует учитывать ограничения по возрасту, полу, состоянию здоровья, а также рекомендуемые виды трудовой и профессиональной деятельности в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденные пр. Минтруда России от 4.08.2014 г. № 515. Для этого проводится комплексная диагностика (медицинская, педагогическая, социальная, психологическая), учитываются рекомендации ИПР и данных МСЭ, а также "скоординированные" (после консультаций, бесед) пожелания родителей и ребенка. Работа по ориентации на выбор будущей профессии ведётся с учетом региональных условий и обязательно возможностей школы (кадровых, материально-технических и др.). К сожалению, не всегда принимаются во внимание индивидуальные особенности и способности учеников. И стоит заметить, что, как и в других школах, в некоторых классах нашего ОУ происходит лишь традиционное разделение на мальчиков и девочек.

В связи с этим решаются следующие задачи:

  1. Обучение (переобучение олигофренопедагогов) и поддержание квалификации кадров - учителей трудового обучения.
  2. Улучшение оборудования учебных мастерских.
  3. Приближение трудового обучения к конкретным условиям производств.
  4. Проведение практики по избранным профилям трудового обучения на "местах работы".
  5. Расширение числа видов труда в учебных мастерских.

Обучающиеся старших классов обнаруживают интерес к тем условиям работы, в которых они будут находиться после окончания школы. Практические занятия им нравятся больше на "производстве", чем в школе, поэтому заключаются договора о социальном сотрудничестве с другими организациями. Происходит расширение круга профилей трудового обучения. В настоящее время в учебных планах можно встретить следующие профили трудового обучения: цветоводство, домашний умелец, мебель, деревообработка, подсобный рабочий, кастелянное дело, швейное дело, брошюровально-копировальное дело, штукатурно-малярное дело, обслуживающий труд.

В заключение хотелось бы сказать, что приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не одно мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут по объективным причинам профессии, по которым их обучали в школе.

От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Все усилия учителей в профориентировании не напрасны. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии. Кем же им быть? И мы, педагоги, должны помочь обучающимся (выпускникам) профессионально самоопределиться!