Иванцова Елена Анатольевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) являются особой категорией обучающихся с ОВЗ. У таких обучающихся сочетается несколько нарушений развития, в том числе нарушения опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), что требует от педагога особый подход в коррекционно – развивающей работе с данной категорией детей. Применяя адаптированные под обучающегося с НОДА методы развития межполушарного взаимодействия и пространственного мышления, у ребёнка согласовывается работа различных анализаторов – двигательного, речезрительного, речедвигательного и речеслухового. Всё это необходимо для формирования навыков письма и чтения.
У первоклассника с НОДА, пока преобладает игровая мотивация, а длительные волевые усилия ещё не доступны, в образовательной деятельности использую когнитивные игры, обучаю играть в них. Игра решает педагогические задачи значительно быстрее и прочнее, помогает конструировать когнитивные способности посредством действий ребёнка в окружающей среде. Когнитивные игры направлены на формирование всех компонентов здоровья детей с НОДА: когнитивный (стремление к познанию, развитие воображения), рефлексивно-мотивационный (мотивация в двигательной активности), деятельностный (умение достигать поставленной цели), коммуникативный (взаимодействие с педагогом).
1.Игры на развитие зрительного и слухового восприятия, на формирование мотивации познавательной деятельности.
Обучающийся владеет понятиями "правая" и "левая", различает синий и красный цвета. Используя эти знания, педагог предлагает взять синий мячик левой рукой, красный мячик – правой рукой, инструкции предъявляются в словесной форме. Более сложный вариант: педагог молча показывает квадрат синего цвета – обучающийся берёт мячик левой рукой, квадрат красного цвета – мячик берёт правой рукой (вариант цвета берётся в зависимости от знаний основных цветов).
С целью постепенного овладения техникой зрительного восприятия и развития "умелости взгляда", предлагается найти предмет среди нескольких: найди предмет круглый, синий, с колючками (мячик с шипами среди разных игрушек). Для формирования аудиальной памяти, обучающемуся предлагается прослушать с закрытыми глазами образец "шумящей коробочки" (ёмкости с различными наполнителями – песок, крупы, скрепки и т.д.), затем открыть глаза и методом подбора найти коробочку с похожим звуком в своём наборе.
При согласованной работе рук и глаз намного возрастает возможность когнитивного отражения окружающей действительности, поэтому используются игрушки – фиджет: спиннеры различных моделей, эспандер, беглери, магнитный куб, пружинка слинка, волчки из различных материалов, сквиши, слаймы, мялки, скользуны, прыгунчики джампики, башня дженга и другие приспособления.
2.Игры на позитивное мышление и сотрудничество с элементами двигательной активности.
"Раскрытая ладонь – это твой мозг, пальчики руки – части мозга. Сложи пальчики в кулак – это части мозга все вместе, твой мозг помогает тебе быть умным, спокойным, он помогает тебе делать добрые дела. Например, твои пальчики правильно держат карандаш, ручку или кисточку, умеют точно проводить линии сверху вниз или слева направо".
Такой эмоциональный настрой помогает педагогу отрабатывать тонкие диффе-ренцированные движения пальцев и кистей рук, стимулируют ребёнка с повы-шенным мышечным тонусом контролировать свои движения при раскрашивании картинки или обводке элементов букв. Практикую в учебной деятельности специальный захват - насадку для карандаша и ручки, что значительно облегчает формирование правильной постановке пальцев при письме и рисовании, позволяет контролировать нажим руки у ребёнка с НОДА. Ручку с такой насадкой держать легко и удобно, в то же время взять её неправильно невозможно, что значительно облегчает объяснения педагога по расположению каждого пальчика руки и наклона ручки.
3.Игры на формирование волевых качеств и стрессоустойчивости.
"Запрещенное движение", разные варианты использования этой игры. Самое сложное – научить ребенка не выполнять какое - нибудь запрещённое движение, когда его показывает педагог, здесь отрабатывается умение контролировать свои желания, развивает самоконтроль. Используется при самомассаже рук, пальчиковой гимнастике, упражнениях на знание частей тела.
4.Ориентационные игры, направленные на освоение дизайна пространства (включение социального пространства в учебную деятельность и перенос предметных знаний).
Также такие игры развивают пространственное восприятие у обучающегося в окружающем пространстве относительно собственного тела или ориентирование на внешние объекты: левой рукой дотронься до правой коленки, встань справа от стола, встань так, чтобы мячик был сзади тебя, встань так, чтобы слева был стул, а справа – стол и т.д. Также используется колокольчик, обучающийся с закрытыми глазами должен назвать, где он услышал: слева или справа. Используются задания на ориентации в пространстве в стихотворной форме:
Направо пойдешь – машинку найдешь,
Налево пойдешь – поп ит найдешь,
Вперёд пойдешь – мячик найдёшь,
Назад вернёшься – собачку встретишь.
5. Сюжетно-ролевые игры с элементами двигательной активности (освоение социальных ролей).
Активно используются специальные резиновые игрушки, внутрь вставляются два пальчика и фигуркой можно играть, шагая по столу, по своей руке или по полу, инсценируя любимую сказку или шагая под стишки-рифмовки. Использую прием: рисунки (наклейки) на пальчиках ребенка, нарисовать глазки, улыбку и пальчики с весёлыми лицами общаются между собой.
Активно использую интеллектуальные игры – сортеры, используя их система-тически, педагог "прокачивает" множество различных навыков и психических процессов, ребёнок учиться сравнивать, классифицировать, анализировать предметы различной конфигурации, закрепляются понятия о цвете, форме, количестве, делает первые шаги в развитии усидчивости и внимательности. Сортеры могут быть в форме домика, куба, шара, различных занимательных досок, из дерева или пластика.
Сходные по дидактическим целям, но разные по материалу, действиям и правилам когнитивные игры или игровые задания, построенные на учебном и внеучебном материале с соблюдением логики последовательного усложнения их содержания, каждый раз будут для ребёнка субъективно – новыми. Систематиче-ское применение когнитивных игр направлено на стимуляцию сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, у обучающегося с НОДА проводится значительная психомоторная и двигательная коррекция, происходит синхронизация работы полушарий. У обучающегося появился стойкий интерес к занятиям, теперь ребёнок говорит "идём заниматься" вместо прежнего "идём играть", ему психологически комфортно на занятиях, он настроен на позитивное и конструктивное сотрудничество с педагогом, у него выросла уверенность в своих силах и возможностях.