Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у обучающихся с задержкой психического развития через организацию школьного радиоцентра - эффективной формы образовательной деятельности в школе

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Михеева Маргарита Эдуардовна, учитель музыки, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область

В современном обществе у детей выявляются проблемы связанные со снижением литературной грамотности, засорением речи словами "паразитами», неумением выступать на аудитории, подменой реального общения виртуальным. Все эти проблемы особенно актуальны для обучающихся с задержкой психического развития.

По особенностям эмоционально-волевой сферы дети с ЗПР требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации имеющихся у них нарушений и адаптации в социальной сфере. Коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности. Анализ теоретических и экспериментально-практических исследований показывает, что одним из основных факторов, влияющих на развитие эмоционально-волевой сферы, является искусство. Комплексная программа предоставляет возможность готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.

Художественная среда и взаимодействие в ней такого ребенка со взрослым и сверстниками в творческой деятельности помогает эмоциональному развитию, становлению личности, развитию позиции внутреннего "Я». Поэтому была создана рабочая программа по коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, предназначенная для обучающихся с задержкой психического развития основной школы.

Целью коррекционных занятий является развитие эмоционально-личностной сферы детей средствами искусства. Одной из задач этих занятий является умение выражать эмоциональные состояния через творческую деятельность (игровую, художественную, музыкальную). Эта задача может решаться и через организацию эффективной формы образовательной и коррекционной деятельности обучающихся в школе - школьного радиоцентра. Эта форма работы была особенно актуальна в условиях пандемии. Его создание повышает результативность учебно-воспитательного процесса.

Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных и увлечённых детей, а также помочь развить творческие и мыслительные способности, способствует совершенствованию коммуникативных навыков, формированию речи, постижению азов ораторского искусства, расширению словарного запаса, что немаловажно для детей с ЗПР. Открывая для себя радость творчества, обучающийся меняет свою жизненную позицию, отношение к себе.

Школьное радио – это оперативная и многосторонняя форма подачи информации о событиях и фактах. Школьный радиоцентр направлен на объединение детей разного возраста. Это один из способов реализовать свои внутренние резервы в самых разнообразных видах деятельности: организаторской, редакторской, журналистской, дикторской. Желание проявить себя на школьном радио стимулирует процесс самообразования, развивает кругозор.

Темы радиопередач, формы, рубрики могут быть разнообразными:

  • выпуск еженедельных (ежедневных) информационных программ;
  • радио-выпуски к классным часам на важные и нужные для ребят темы,
  • радио-выпуски к юбилейным датам ("В октябре багрянолистном 19-го дня», "Встречи с прекрасным»,) и к праздничным дням ("Здравствуй, Новый год!);
  • радио-выпуски тематические - "За чистоту русского язык", " Пять минут с искусством»,
  • радио-выпуски музыкальные (поздравительные);
  • программы по заявкам слушателей;
  • радиоконкурсы и радиовикторины,
  • постоянно действующие рубрики ("Школьные новости).

Каждая тема передачи может подаваться в интересной форме (диалоги, репортажи, интервью). Этапы подготовки радиопередачи: сбор и обработка информации к радиоэфиру, подбор музыкального сопровождения передачи, репетиция, (работа с текстом), выпуск радиопередачи, рефлексия. Формированию разнообразных стилей речи в работе, подготовке специализированных радиопередач способствуют соответствующие методы:

  • словесной передачи информации и слухового восприятия информации (лекция, беседа, рассказ, дискуссия, инструктаж),
  • наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (наблюдение, иллюстрирование (готовый текст), экспериментальная задача),
  • метод передачи информации с помощью практической деятельности (интервьюирование, анкетирование, рецензирование, редактирование, подготовка радиопередачи).

У обучающихся необходимо сформировать интерес к прослушиванию радиопередач. В этом отношении большая роль принадлежит диктору. Его не видят, а только слышат, это помогает ему осознать особенности общения с аудиторией, почувствовать себя эмоционально свободным (менять интонации голоса, манеру вести передачу). Настроение радиоведущего - успех в эфире, а культура речи является образцом для подражания.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Подготовка радиопередачи, поиск материала ведется совместно с заведующей библиотекой, после этого собранная информация обрабатывается с помощью педагога. Наибольшей трудностью в подборе материала для радиопередачи является широкий круг аудитории: младшие и старшие школьники. Для ведущих же радиоэфира появляется возможность для взаимодействия и общения с кругом людей старше и младше их. Подготовка строится так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

После состоявшегося эфира, как правило, проводится анализ проделанной работы: что получилось? Над чем следует еще поработать?

Опыт работы с детьми ЗПР показывает, что их участие в системе школьного радиоцентра способствует развитию коммуникабельности, повышает уровень культуры, развивает музыкальный вкус, выразительность речи, ответственность, самостоятельность, объединяет школьников разного возраста, способствует успешной социальной адаптации и формированию необходимых современному человеку социальных компетенций.