Логоритмика. Нейроподход на уроках музыки

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Керн Елена Валерьевна, учитель музыки и ритмики, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

Одним из любимых видов деятельности ребенка является музыкальная, в которой выделяют следующие виды деятельности: восприятие музыки, исполнительская деятельность, творчество, музыкально-образовательная деятельность. На уроках музыки не все дети могут слышать ритм, сильную долю, мелодию, им трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Поэтому у нас педагогов, работающих с такими детьми, возникла необходимость включать в свою работу эффективные приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание.

Сочетание речевых и двигательных упражнений - залог успешной стимуляции речи. В моей работе с детьми с ОВЗ хорошо зарекомендовали логоритмические упражнения.

Если брать во внимание количество детей с общим недоразвитием, понятна необходимость введения системы логоритмики в процесс музыкального воспитания, непосредственное использование логоритмических упражнений на уроках.

Чтобы повысить интерес детей к занятиям музыкой, я изменила свой подход в коррекционной работе - наряду с традиционными приемами логоритмики (пальчиковая игра, элементарное музицирование, психогимнатика), я стала использовать нейроигры и упражнения, нацеленные на развитие и коррекцию механизмов мозговой деятельности ребенка.

Преимущества использования такого нейроподхода: игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

Все эти задачи коррекционной работы реализуются в следующих направлениях:

Нейрофитнес или гимнастика для мозга — система упражнений для развития нейропластичности, Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее цель — развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи. Упражнения нейрофитнеса помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка.

Виды нейрофитнеса:
"Логоритмика на ортоковриках". Дети выполняют ходьбу по массажным коврикам в ритм стихотворений, сопровождая каждый шаг определенным ритмом движения рук.

Классики из следов. Для игры изготавливаются следы ног. Следы выкладываются в различных вариациях классиков. Ребенку необходимо в прыжке менять расположение ног в соответствие со схемой.
Замечательное игровое пособие, развивающее ритм, просодическую сторону речи и мелкую моторику, знание названий пальцев рук – это звучащие перчатки – кастаньетки. Включение в музыкальную деятельность "звучащих перчаток" привело к следующей положительной динамике развития: накапливается музыкальный и двигательный опыт; повысился уровень речевого развития; дети стали более внимательными, сосредоточенными; быстрее происходит понимание и осмысление инструкций к действию, улучшилась быстрота реакции; совершенствуется фонетический компонент речи; постепенно развивается чувство ритма; использование "звучащих перчаток" внесло эффект новизны в музыкальную деятельность и стало источником положительных эмоций для детей.

Одним из способов решения проблемы нарушения чувства ритма и моторной неловкости – это использование игрового приёма "Cup song" ("Песня чашки"). В процессе игры со стаканчиками у детей развивается сообразительность, находчивость, любознательность; навыки самостоятельной работы; моторная ловкость и координация движений; необходимые навыки и умения в пространственной ориентации: слева, справа, снизу, сверху, сбоку; речевая деятельность (выполнение упражнений под речетатив); музыкальные способности: чувства ритма и темпа; согласование движений с характером музыкального произведения.

В работе с младшими школьниками эффективно использую приёмы самомассажа рук и массаж ладошек которые оказывают общеукрепляющее действие на развитие внимания, пространственного мышления, ритма, слуха, координации, моторики, самоконтроля, сенсорного и тактильного ощущений. Здесь в работу включаю массажную скалку, мячики разной жесткости, природный материал, камешки.

Метод активного слушания музыки-орф-подход подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов, шлепков и самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование, развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха.
Игра на нейроложках наиболее приемлемая форма обучения для начального музыкального воспитания детей младшего школьного возраста, всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, что стимулирует их познавательную активность. Игра на нейроложках развивает: слуховое и зрительное восприятие, координацию движений, быстроту реакции, что координирует работу мозга и мышц. Развивается аналитическое мышление-ребенок познает свойства музыкального звука (длительность, силу, высоту, тембр), он анализирует, тем самым формируется способность самостоятельно рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

Эта лишь часть представленных мной приемов, которые я использую на уроках музыки. Включая их в свой образовательный процесс, я способствую формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживаю эмоциональное состояние детей, а значит, помогаю достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

  • 00001
  • 00002