Морозова Виктория Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
Итоговое устное собеседование, как элемент проверки коммуникативных компетенций будущих выпускников, стало обязательной процедурой и допуском к итоговой аттестации по русскому языку с 2019 года.
Изначально в процедуру устного собеседования заложено четыре задания, каждое из которых проверяет определённые умения: это и умение читать, используя орфоэпические знания, это не только умение пересказывать текст с сохранением микротем, но и умение верно включить в пересказ цитату, это умение выстраивать монологическую речь с опорой на тему, это умение полноценно вступать в диалог с использованием речевых средств общения. Если у обучающегося имеются определённые нарушения в речевом, интеллектуальном или эмоциональном развитии, некоторые из заданий становятся для участников итогового устного собеседования (далее ИУС) серьёзным испытанием.
В ходе подготовки подростков к ИУС условно всех «проблемных» выпускников можно разделить на три группы. В первую группу входят подростки (30%), которые вполне успешно могут справиться со всеми заданиями, но препятствием для них является стресс, получаемый в ходе процедуры любого экзамена (в том числе и ИУС). Эмоциональное напряжение у таких подростков превышает допустимый порог и затрудняет прохождение собеседования. Во вторую группу входят подростки с дислексией (20%), для которых основным препятствием при прохождении процедуры ИУС является только первое задание – чтение текста. Как правило, у подростков с дислексией хорошая аудиальная и визуальная память, имеется в наличии определённый запас слов, что позволяет успешно выстраивать пересказ, монологическое высказывание и полноценно участвовать в диалоге. Третью группу подростков (около 50%) составляют выпускники с общим недоразвитием речи, для которых сложно пересказывать, озвучивать монолог и вступать в диалог в связи с маленьким словарным запасом. Практически у всех обучающихся наблюдаются проблемы в формировании познавательной деятельности.
Свою работу по подготовке будущих выпускников к процедуре ИУС начинаю с 6-7 класса на индивидуальных коррекционных занятиях, обучая детей приёмам смыслового чтения. Тексты для таких занятий отбираю короткие, простые и доступные, используя принцип "От простого – к сложному". Обязательными заданиями становятся пересказ, составление плана текста, формулировка вопросов к прочитанному, поиск конкретных фактов из текста, работа с трудными по произношению и ударению ключевыми словами. Такие коррекционные занятия показаны в первую очередь подросткам с нарушением мыслительных операций.
С обучающимися, имеющими дислексию, определённую эффективность имеет «медленное чтение», в процессе которого отрабатывается навык слитного произношения слов и использование орфоэпических норм при чтении.
А подростки с высокой эмоциональностью раз от раза, проходя успешно задания, получают и закрепляют успешный опыт эмоциональной саморегуляции.
В 8 классе процесс подготовки усиливается: осуществляется детальная диагностика состояния коммуникативных компетенций, и на этой основе выстраивается индивидуальная траектория подготовки каждого будущего выпускника в зависимости от «проблемных зон» (чтение, пересказ, монолог, диалог). Наиболее эффективными приёмами работы на данном этапе считаю «групповое чтение», орфоэпический диктант, сочинение-описание картины, упражнение «интервью», устное сообщение о писателе или поэте, работа с их высказываниями (цитатами).
В девятом классе подключаю к процессу подготовки родителей, задачей которых становится регулярное прослушивание чтения обучающихся, их пересказа, описания фотографий и беседы по вопросам. Детальный разбор каждого задания ИУС на элективе по русскому языку в 9 классе, а также регулярный тренинг на индивидуальных коррекционных занятиях позволяют осознать подросткам свои уязвимые места в процедуре ИУС и обратить особо пристальное внимание именно на те задания, которые даются сложнее всего. Для успешного описания фотографии (построение монолога) обучаю- учащиеся используют шаблон (он необходим подросткам как опора и основа, на которую потом будут накладываться слова в ходе описательной характеристики). Определённую эффективность при подготовке к ИУС имеет работа в парах, когда подростки учатся слушать и слышать друг друга, имеют возможность сопоставить свою деятельность и её результаты с деятельностью сверстника и его достижениями, что стимулирует и мотивирует проявлять активность в ходе подготовки к собеседованию.
Особую роль в подготовке к процедуре ИУС играет репетиция устного собеседования в реальных условиях. Она позволяет отработать с подростками все этапы собеседования (от момента заполнения бланка, до момента окончания испытания), понять будущим выпускникам степень своей готовности и определить проблемные места, а так же осознать способы самоконтроля эмоционального состояния в ходе испытания.
Таким образом, подводя итог всему ранее сказанному, предлагаю ряд рекомендаций, способствующих успешному прохождению обучающихся с задержкой психического развития процедуры ИУС:
- проблемы с техникой чтения следует решать, начиная с 5 класса, так как это процесс длительный ( особенно у подростков с дислексией и у обучающихся с низким интеллектуальным потенциалом);
- в связи с тем, что в данный момент в программе школьного обучения отсутствует конкретный предмет по формированию только коммуникативных компетенций (например, риторика), следует для подготовки к ИУС использовать и индивидуальные коррекционные занятия, и электив по русскому языку, и помощь родителей;
- репетиция ИУС в реальных условиях является необходимой составляющей процесса подготовки выпускников к собеседованию, а консультации с психологом и нейроболическая терапия помогут избежать эмоциональных срывов в ходе предстоящего испытания.