Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения. Модуль программы воспитания "России верные сыны"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Бажукова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы, Бармина Наталья Сергеевна, учитель истории и географии, Шевченко Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО "Новолялинская школа", Новая Ляля

Духовно-нравственное развитие человека происходит в течение всей его жизни, хотя ценностные ориентиры закладываются уже в детском возрасте и закрепляются в подростковом и юношеском. У детей с интеллектуальными нарушениями нравственные чувства отличаются низкой степенью осознанности, и, как правило, существуют на уровне знаний.

Почему в современном мире люди часто остаются равнодушными к чужой беде? Умеем ли мы увидеть, когда другому человеку плохо? Примерно такие вопросы мы задавали школьникам при проведении мониторинга духовно-нравственного развития обучающихся.

В ходе диагностики выяснилось, что дети не понимают таких абстрактных понятий, как нравственность, милосердие. У детей с интеллектуальными нарушениями с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и прочие. Поэтому для детей с особыми образовательными потребностями необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере развития ребенка будут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции.

Вследствие этого духовно-нравственные понятия было решено прививать на основе деятельности и личного примера педагога и родителей.

Модуль организации духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения включает в себя три направления:

  • Внеурочная деятельность "России верные сыны"
  • Создание Книги Памяти "России верные сыны"
  • Работа волонтерского отряда "Доброе сердце".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, в безусловность и необходимость нравственных норм. Знакомство детей с родным краем, с историей страны, ее великими победами и полководцами, подвигом русского народа за веру и Отечество формирует у них такие качества как мужество, жертвенность, верность, чувство долга, любовь к родному дому, к своей Родине, миротворчество. И из мира детства учащиеся переносят эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, своей страны, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Великие люди всегда несли свое служение, не ради славы, а на благо Отечества и всех людей, в нем живущих. Поэтому их называют России верные сыны. Ратный труд полководцев уберёг русский народ от порабощения, а благодаря мудрым правителям приумножилось достояние нашего государства. Их упование на помощь Божию, мужество в сочетании с терпением и кротостью, благочестивая вера и мудрость всегда будут примером в трудный час для русского человека. Люди, приумножающие славу Родины своими подвигами, великими и малыми, служат для нас путеводителями и опорой.

Программа "России верные сыны" представляет собой цикл занятий о великих русских полководцах и их подвигах, которые можно использовать на уроках истории, классных часах, в форме факультатива, уроках мужества.
Цель программы: сформировать представление о героях – защитниках Отечества, которые могли бы стать духовно-нравственным ориентиром в жизни детей.

Важную роль в реализации данной программы играют практические занятия, такие как: кинолектории, экскурсии в краеведческий мужей и районную библиотеку, проведение викторины, конкурс рисунков, час патриотизма, конкурс проектов, виртуальные экскурсии, создание буклетов, альбомов, спортивные мероприятия и военизированные эстафеты, литературные вечера и конкурсы чтецов, театрализованные представления и музыкальные конкурсы, встреча с ветеранами и выступления патриотических клубов.

Продолжением данной программы является создание Книги Памяти, целью которой является вовлечение родителей, педагогов и детей в исследовательскую деятельность по сбору информации, документальных подтверждений о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Создание условий для помощи людям с героическим прошлым своих предков (прадедушек и прабабушек), ветеранов, пожилых людей.

Поиск информации велся разными способами: отбор литературы по теме в библиотеке и интернет источниках, чтениях книг о войне, встреча с ветеранами, выбор материала для сообщений, работа над докладами, выступление перед одноклассниками, редактирование своего сообщения.

В процессе работы над проектом дети узнавали историю своих бабушек и дедушек – историю семьи и судьбу своих предков – участников военных событий. Результатом создания Книги Памяти стало осознанное уважение к заслугам и подвигам родственников, прабабушек, прадедушек и всех воинов Великой Отечественной войны. В школе проводились мероприятия с приглашением старшего поколения семей, а именно, ветеранов, прадедушек и прабабушек, дедушек и бабушек, презентация Книги памяти: "России верные сыны" в каждом классе, выставка фотографий прадедушек и прабабушек участников Великой Отечественной войны на тему: "Я горжусь! Я помню!";
Проект стал мощным импульсом к поиску и сохранению героического наследия о героях Великой Отечественной войны в каждой семье обучающихся ГБОУ СО "Новолялинская школа".

Спешите делать добрые дела,
Не предавайте жизнь свою забвенью,
Дарите людям чуточку тепла
Творите доброту без сожаленья.

В нашей школе ведет деятельность волонтерский отряд "Добрые сердца", целью которой является оказание позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей, духовно-нравственное воспитание подростков.

Ежегодно волонтерами отряда проводятся акции, направленные на помощь пожилым людям.

1 октября, ко Дню пожилого человека, участники волонтерского отряда посещают ветеранов труда и просто пожилых людей, шефство над которыми взяла наша школа. Дети готовят концертную программу, обязательно изготавливают своими руками открытки, сувениры, вручают цветы.

При проведении акции "Георгиевская ленточка" волонтеры вручают пожилым людям и ветеранам броши из лент, изготовленные собственными руками, приглашают в школу на концерт ко Дню Победы. А также ветераны принимают участие при проведении недели чтения.

Каждый год в нашей школе проводятся благотворительные акции: "Помоги зимующим птицам". Изготовление кормушки. Ремонт книг в школьной библиотеке. Акция "Варежка" или поделись теплыми вещами. Акция "Подари книгу". Книжная выставка "По страницам доброты". Акция "Рождественское чудо" и т.д. Участие в таких акциях повышает чувство ответственности, милосердия, сострадания, уверенности в себе, своих силах. Волонтеры школы принимают активное участие в жизни и благоустройстве нашего города. Так ежегодно дети в весенний и летний период ухаживают за колодцем "Одуванчик". За время существования отряда дети проводят уборку территории возле родника, установили и покрасили клумбы, посадили цветы, произвели мелкий ремонт крыши колодца, покрасили его, изготовили и установили подставку и вывеску на колодец.

Также дети-волонтеры посетили родник "Серебряный ключик", который находится в селе Салтаново, привели в порядок территорию родника на ул.Заводская.

Опыт, полученный в отряде "Добрые сердца", стал для ребят семенем, которое легло на благодатную почву юной души. В будущем из этого семени вырастет крепкое дерево нравственности, плодами которого будут только добрые дела и поступки.

Создание данной программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива, целью которой было воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.
Благодаря программе "России верные сыны" осуществлен системный подход к организации воспитательного процесса, созданы необходимые условия для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечено эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями.

Таким образом, можно заключить, что цель программы достигнута, поставленные задачи успешно решены. Поэтому можно говорить о том, что данная программа духовно-нравственного воспитания является эффективным средством воспитания подрастающего поколения.