Михайлова Ирина Валерьевна, учитель начальной школы, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Обычному ребёнку проще пройти этот сложный период, а вот «особому» ребёнку с задержкой психического развития намного труднее адаптироваться к школьной жизни.
Поступление в школу означает начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная.
Начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок. Это и новые контакты (новые отношения), и новые обязанности, и новая социальная роль ученика со своими плюсами и минусами. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. У детей с задержкой психического развития особенно остро стоит проблема адаптации к условиям школьного обучения.
Обучающиеся с ЗПР в первом классе испытывают трудности в период адаптации к учебной деятельности. Это выражается в быстрой утомляемости, сниженном аппетите, головных болях, апатии. Дети могут капризничать, часто плакать. Возникают частые перепады настроения, снижение самооценки, подавленность. У некоторых детей могут проявляться агрессия в сторону учителя, одноклассников, родителей. Отсутствие желания ходить в школу, появляется отрицательное отношение к учебной деятельности. Возможны протесты, истерическое поведение.
У обучающихся с ЗПР затруднена социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, родителям и педагогам необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающие с началом обучения в школе.
Интерес к школе и учёбе обеспечивается в первый год обучения значимыми для ребенка взрослыми. От того, как они реагируют на попытки ребёнка освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захочет ли ребенок-первоклассник учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
Несколько советов мамам и папам первоклассников (обучающихся с ЗПР), которые испытывают трудности в адаптации к школе.
При совместном выполнении домашнего задания главное найти способ заинтересовать ребёнка, превратить его (домашнее задание) в увлекательное путешествие, игру, соревнование.
Важно правильно организовать приготовление уроков:
- составьте с ребёнком распорядок дня и активно поощряйте его за выполнение;
- объясните ребенку, что от того, насколько он быстро и хорошо сделает уроки, зависит, сколько времени ему останется для игр и интересных занятий.
Если научить ребёнка качественно и быстро выполнят домашнее задание самостоятельно, то он будет так же успешно работать на уроке, а в будущем без проблем, справится с выполнением домашнего задания в средней школе.
Как правило, обучающиеся с ЗПР имеют проблемы в развитии речи. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что обучающийся не может понятно изложить свои мысли. Бедность речи отрицательно сказывается на пересказах художественных произведений, что побуждает негативное отношение к чтению, ведь, читая, ребенок не понимает значения большей части слов, а значит, и смысла произведения в целом. Развитию речи также помогают и некоторые игры. Например: игра в слова, когда участники по очереди называют слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова (стоЛ – Лодка и т.д).
Очень хорошо, если в семье есть вечерний ритуал в виде чтения вслух ребёнку перед сном. Чем больше в детстве ребёнку читали, тем богаче его словарный запас, тем более развита его речь.
Не стоит ругать юного первоклассника за неспособность что-то понять или сделать. Необходимо положительно оценивать старания ребенка, даже если кажется, что его успехи явно недостаточны.
Педагог, в свою очередь, должен помнить, что от отношения учителя к ученику на начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель - ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика — высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель непросто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, вся его деятельность подчинена основной задаче— дать детям знания. Однако педагогу необходимо помнить о соблюдении охранительного режима при обучении детей с ЗПР, что будет способствовать сохранению здоровья обучающихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий.
Для того чтобы ребенок с ЗПР приспособился к обучению в школе, ему нужно оказывать поддержку, используя в процессе урока разные виды работ, разнообразный красочный наглядный материал. Ведущей деятельностью у детей с ЗПР на протяжении долгого времени является игровая, поэтому в урок включаются различные игры, с помощью которых развиваются мыслительные процессы (обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать).
Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.