Применение технологии критического мышления в образовательном процессе обучающихся с ЗПР

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ожегова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил, Свердловская область

"Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам "собирает" понятия о предмете", - Л. Выготский.

Известно, что эффективность коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития во многом зависит от ситуации успеха, создаваемой педагогом на уроке, успешность их обучения напрямую коррелируется со своевременной и тактичной помощью учителя. При работе с данной категорией детей осуществляю индивидуальный подход к каждому ребёнку, не допускаю наступления утомляемости. Педагогическая деятельность направлена на коррекцию всех видов нарушений, обогащение знаний об окружающем мире, активизацию познавательной деятельности.

Обучающихся с ЗПР чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Учитывая особенности развития детей с ЗПР, в своей работе стараюсь находить новые технологии, методы и приёмы обучения.

Одной из инновационных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления (ТРКМ), целью которой не является научить обучающихся на всю жизнь, а научить их учиться всю жизнь.

В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создаёт в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета. Технология представляет собой совокупность приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, я строю в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.

В своей педагогической деятельности использую следующие приёмы:

"Корзина идей". Это приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают по изучаемой теме.

"Верные и неверные утверждения". Предлагаю детям ряд утверждений по определенной теме. Обучающиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии обязательно возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

"Деформированный текст". Дети с большим интересом превращаются в шифровальщиков. Они получают тексты, где переставлены слова, предложения, абзацы. Обучающиеся делятся на подгруппы и восстанавливают тексты, применяя правила орфографии, пунктуации, соблюдая логику построения текста, а затем выполненные задания проверяют друг у друга.

"Лови ошибку". Каждый из детей с удовольствием пробует себя в роли учителя. Они получают текст, содержащий ошибочную информацию, находят допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Дети анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

"Письмо по кругу". Данный приём использую при работе детей в групповой форме. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернётся листок, в котором были написаны его первые предложения.

"Нарисуйте счастье". Данный приём даёт возможность обучающимся выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Предлагаю детям нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Использование данных приёмов позволяет сделать урок более продуктивным. Помогает моим ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы в группе. В классе создаётся атмосфера открытости и ответственного сотрудничества.