Проблемно-диалогическое обучение на уроке открытия новых знаний

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Павлова Марина Васильевна, учитель физики, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область

Технология проблемного урока относится к развивающим технологиям, т.к. в отличие от традиционного урока, основой которого является монолог учителя, объясняющего материал, проблемный урок побуждает к действию самих учеников, способствуя тем самым развитию их мыслительных процессов, творческих способностей, личностных качеств.

Главная идея проблемного урока: как можно меньше давать детям готовых знаний. Обучающиеся должны знания открывать, а задача учителя организовать урок так, чтобы помочь детям совершать эти открытия.

Проблемный диалог можно применять для организации урока любого типа, но наиболее эффективно его применение на уроках открытия новых знаний. Условно урок открытия новых знаний можно разделить на две части: введение знаний и их воспроизведение. Начиная такой урок традиционно, учитель объявляет детям круг вопросов, которые они будут рассматривать. Начало проблемного урока следует организовать так, чтобы дети сами открыли проблему, которую они будут решать. Это пробудит в них интерес, смотивирует на осознанное получение знаний. Сообщать детям тему урока нежелательно.

Подвести обучающихся к проблеме урока можно несколькими способами. Первый и самый трудный - это создание проблемной ситуации.

Существует несколько способов:

  • одновременное предъявление противоречивых фактов, мнений, теорий;
  • столкновение различных мнений обучающихся по одному и тому же вопросу;
  • столкновение житейских представлений детей и научных фактов;
  • создание ситуации необходимости новых знаний для решения какого-либо задания.

Столкнувшись с противоречием, дети должны самостоятельно определить проблему, решение которой и будет являться темой урока.

Создать проблемную ситуацию с диалогом в начале урока не всегда легко. У обучающихся с ЗПР бедный словарный запас, поверхностное восприятие и недостаточно развито словесно-логическое мышление, поэтому есть опасность вовсе не выбраться из проблемной ситуации. В этом случае может прийти на помощь подводящий диалог. Готовясь к такому диалогу, учитель должен продумать систему вопросов и предполагаемых ответов, чтобы процесс пошел в нужном направлении и закончился формулировкой темы урока. Например:

  • "Что вас удивило?"
  • "Что интересного вы заметили?"
  • "Какие вы видите факты?"
  • "Сколько же в нашем классе мнений?"
  • "Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?"
  • "Чем это задание не похоже на предыдущие?"

Иногда проблемный урок можно начать и с объявления темы учителем, но это должно произойти так, чтобы дети заинтересовались темой. Для этого применяется приём "яркое пятно", который представляет собой рассказ о каком-то интересном факте или событии, связанным с проблемой урока. Можно также сделать акцент на актуальности темы в жизни.

Этапы урока, методы и приемы.

Содержание урока.

 

II. Определение темы урока

(обучающимся предлагается пример из жизни)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деление детей на группы.

 

 

 

 

 

Практическая работа

(каждой группе выдается воздушный шарик)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какое же явление мы должны рассмотреть сегодня?

 

 

(после ответа обучающихся на ИД появляется слайд с названием темы урока, дети записывают тему в тетради)

 

На сегодняшнем уроке я предлагаю вам поразмыслить над решением следующей проблемы: как «подкачать» футбольный мяч, если под рукой нет насоса. Все вы замечали, что, играя в футбол в холодную погоду, через какое-то время мяч «сдувается», он становится тяжелым и играть им трудно. Его кладут в теплое место и через небольшой промежуток времени мяч становится прежним. Почему?

 

Т.к. наиболее точное решение возникает при рассмотрении проблемы с разных сторон, я предлагаю вам разделиться на три группы.

 

Давайте определим, какое физическое явление необходимо рассмотреть для того, чтобы ответить на наш вопрос? Я предлагаю вам смоделировать ситуацию с помощью воздушных шариков. Надуйте шарики и, предварительно обсудив ответ в группе, объясните почему шарик раздувается.

Предполагаемый ответ: шарик раздувается потому что газ, которым мы вдуваем в него, давит на стенки шарика.

 

Предполагаемый ответ: давление газов.

 

 

Итак, тема нашего урока: «Давление газов».

 

После того как проблема будет определена, дети приступают к ее решению. Готовясь к уроку, учитель должен очень хорошо проанализировать содержание того, что он хочет дать детям. Необходимо четко представлять себе, что можно и нужно открывать, а что открытию не подлежит, а, значит это можно просто дать как готовое знание. Основным способом решения проблемы является выдвижение и проверка гипотез. Самый лучший вариант, когда дети делают предположения и проверяют гипотезы вместе с учителем, который направляет их деятельность с помощью побуждающего диалога. Учителю необходимо быть очень внимательным и корректным, выслушивать все гипотезы и не высказываться категорично в адрес неверных предположений. Проверку гипотез следует начинать с неверных, чтобы сразу их отсеять.

Воспроизведение полученных знаний также можно организовать в творческой форме: сочинить стихотворение, написать мини-сочинение, сделать рисунки и т.д. Главное, увидеть, что дети не просто повторяют заученный материал, а понимают то, о чем они говорят.