Развитие высших психических функций у обучающихся с ОВЗ через игры с межполушарным воздействием

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лопатникова Ольга Владимировна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область

Наш мозг – сложная структура. Чтобы развивать его, есть простой и увлекательный способ - регулярно тренировать память, внимание и мышление в игровой форме, например, через игры с межполушарным воздействием.
Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития человека. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.

За что отвечает каждое полушарие мозга?

Правое за: обработку невербальной информации, эмоции, творческие способности и воображение, ориентацию в пространстве.

Левое за: логику, память, аналитическое мышление, обработку вербальной информации.

От развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. В результате нарушения связей возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки, со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.

Задания на развитие связей между двумя полушариями способствуют разностороннему развитию ребенка и эффективному восприятию информации.

Например, упражнение "Алфавит" развивает внимание, мышление, улучшает работоспособность, помогает снять эмоциональное напряжение.

Для выполнения упражнения под каждой буквой алфавита нужно произвольно поставить пометки: Л, П, О. Упражнение выполняется в 3 этапа.

На первом этапе нужно читать вслух по очереди буквы алфавита и одновременно поднимать вверх одну или обе руки. Инструкция, какую руку надо поднимать, указана под каждой буквой: "Л" - левую руку, "П" - правую, "О" - обе руки. К примеру, если вы видите букву "Л" под буквой "А", вы произносите вслух "А" и одновременно поднимаете левую руку, а затем опускаете ее. После этого вы переходите к букве "Б" и т.д. На следующем этапе выполняется то же самое, но меняется направление чтения- начинаете с буквы "Я" и идете до буквы "А". На третьем этапе появляется дополнительное движение – одновременно с поднятием руки нужно поднять противоположную ногу (если поднимаете левую руку, то одновременно нужно поднять правую ногу). В случае, когда надо поднять обе руки, нужно дополнительно подпрыгнуть.

Смысл упражнения "Разноцветный текст" состоит в чтении строчек слева направо про себя, начиная с первой, и назывании вслух цвета каждого слова. При выполнении данного упражнения происходит отличная балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает.

Игра "Что ты видишь?". Задача - в течение нескольких минут в быстром темпе называть всё, что попадает в его поле зрения. В процессе игры правое полушарие воспринимает образы, а левое подбирает к ним соответствующие названия. Чем больше слов будет названо, тем эффективнее работает мозг.

Межполушарная доска или Зеркальная доска - поле со спиралью или лабиринтом, по которому ребенок с помощью фишек одновременно двумя руками проводит из одного конца в другой конец. Межполушарные доски предназначены для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга, влияют на синхронизацию работы глаз и рук.

Рисование двумя руками – интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте. Положительный эффект от таких упражнений заметен в успехах малыша, в повышении продуктивности у взрослого человека, в улучшении самочувствия у пожилых людей. Специалисты успешно используют практику синхронного рисования для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.
Игра "Найди тень": на столе разбросаны зубочистки и зерна риса, а на листе бумаги нарисованы полоски и точки. Работая сразу двумя руками, нужно разложить предметы на их тени.

"Рука - это своего рода внешний мозг!" (Кант)

Итак, обобщив все сказанное, можно прийти к выводу, что взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех процессов, происходящих в головном мозге, а, следовательно, способствует развитию высших психических функций обучающихся, а именно:

  • улучшается концентрация внимания детей и усидчивость;
  • формируется более точная координация движений, ощущение детьми своего тела в пространстве;
  • развивается речь, воображение;
    значительно развивается мелкая моторика.

Советую попробовать представленные игры в работе с обучающимися с ОВЗ!

Список использованных источников

  1. Булыгин Е. Игра Нового Кода НЛП "Алфавит" [Электронный ресурс]: ВикиЧтение/Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/33872/ Дата обращения 10.11.2022
  2. Межполушарные доски: что это, зачем нужны, в чем польза" [Электронный ресурс]: Весёлые обучалки/Режим доступа: https://kindergenii.ru/blog/razvitie/mezhpolusharnye-doski-chto-eto-zachem-nuzhny-v-chem-polza.html/ Дата обращения 10.11.2022
  3. Рисование двумя руками: польза для интеллекта [Электронный ресурс]: Дети и мама/Режим доступа: https://deti-i-mama.ru/risuem-dvumya-rukami/ Дата обращения 10.11.2022