Тимофеева Наталья Сергеевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
Ключевой задачей системы общего образования является предоставление равных возможностей учащимся с ограниченными возможностями здоровья для получения ими образования с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
В последние годы численность обучающихся с ОВЗ существенно увеличивается. В этой связи одним из приоритетных направлений развития системы ОО в России выступает внедрение инклюзивного образования в практику деятельности общеобразовательных организаций. Реализация идеи инклюзивного образования в условиях общеобразовательных организаций способствует освоению обучающимися "жизненных компетенций", которые позволят им успешно социализироваться и адаптироваться к окружающей действительности.
Анализ нормативных документов федерального уровня позволил выделить ключевые цели инклюзивного образования на уровне основного общего образования, связанные с реализацией прав детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов. В своей работе И. Г. Корнеева отмечает, что общеобразовательная организация, предоставляя множество возможностей для индивидуализации образовательной деятельности (например, введение новых учебных предметов или курсов, изменение количества часов на изучение традиционных курсов и пр.), перегружает обучающихся, в том числе, безусловно, обучающихся с ОВЗ. Соответственно, необходимо так организовать процессы обучения и воспитания, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным возможностям таких детей, сохраняя не только их работоспособность, но и обеспечивая правильное, гармоничное, всестороннее развитие.
Оценка результатов реализации АООП основного общего образования, реализуемых в инклюзивном режиме, как компонентов системы оценки качества общего образования, претерпевает наибольшие изменения. Они связаны с ориентацией оценки образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на новые образовательные результаты (предметные, метапредметные и личностные), на комплексный подход к их оцениванию через применение инновационных процедур оценки динамики учебных достижений.
К данного рода условиям относятся условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Например, одним из неотъемлемых компонентов при реализации идеи инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха и зрения является использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, в то время как для учащихся с задержкой психического развития использование данного рода средств не будет иметь существенного значения.
К специальным условиям обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования следует отнести процесс комплектования классов (групп).
Немаловажным условием успешного освоения АООП обучающимися с ОВЗ является получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, важную роль в социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ играет их профессиональная ориентация. Психологопедагогическое сопровождение достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения ими адаптированных образовательных программ основного общего образования определяет основные пути развития системы образования и воспитания детей и подростков в соответствующей образовательной организации на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения адаптированных образовательных программ основного общего образования являются механизмом реализации требований ФГОС основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, реализация Адаптированной образовательной программы обучающихся с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны - соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны – это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.