Стили педагогического общения. Эффективные практики коммуникации педагога и обучающегося в образовательном процессе в условиях реализации новой программы воспитания

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Хроликова Ольга Валерьевна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область

В основе воспитания обучающихся в первую очередь лежит общение (коммуникация). Именно через общение учитель организует обучение, поведение и деятельность учеников.

Найти общий язык с учениками - первоочередная задача любого учителя. Но сегодня роль учителя в жизни ученика изменилась. Ученики черпают знания о внешнем мире из игрового мира и интернета, а учитель перестает быть единственным источником информации. Построение доверительных отношений может стать базой для плодотворного учебного процесса, который будет комфортен как для учителя, так и для учеников.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения. Важную роль здесь играет его стиль. Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Условно можно выделить три стиля педагогического общения: авторитарный, либеральный (попустительский), демократический (сотрудничество).

У учителей авторитарного стиля общения наблюдается характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Она выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к повышенному тону, делает резкие замечания. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания. Такой стиль руководства говорит о твердой воле учителя.

Либеральный стиль общения.

По сути дела этот стиль является самоустранением учителя из учебного процесса, учитель снимает с себя ответственность за происходящее в классе.

Педагог не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет инициативы в организации тех или иных мероприятий. Этот стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.

И третий стиль педагогического общения - демократический. Данный стиль предполагает, что учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Основными способами взаимодействия являются просьба, совет, информация. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Демократический стиль наиболее плодотворен. В нем требовательность гармонично сочетается с доверием, и нет преобладания одного над другим.

Как стать для школьников другом, но не допустить панибратства? Многие психологи рекомендуют педагогам использовать некоторые психологические приемы достижения расположения обучающихся. Эмоциональный контакт с ребятами очень важен. Если ученик доверяет вашей компетентности, доброжелательности, порядочности, значит, он легко воспримет вашу позицию.

Позвольте перечислить данные способы.

  1. Прием "Имя собственное". При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся "заранее", а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
  2. Прием "Зеркало отношений". Лицо — это "зеркало отношений", и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
  3. Прием "Золотые слова" - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне антикомплимента себе.
  4. Прием "Терпеливый слушатель" — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
  5. Прием "Личная жизнь". При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
  6. "Я-высказывание". И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Например, использование в речи "Я–высказываний" делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека.
  7. Кроме того, очень важно принимать детей такими, какие они есть. То есть не сравнивать с другими учениками, а говорить с ними только об их собственных успехах и неудачах. Это помогает детям раскрыться, сделать отношения учителя и ученика теплее и доверительнее.
  8. Также стоит уделять отдельное внимание использованию современных образовательных технологий. Использование современных технологий поможет повысить авторитет учителя в глазах учеников.
  9. Один из самых верных способов установить доверительный контакт — это уделять время внеклассным активностям: ходить в галереи, организовывать чаепития, проводить творческие вечера и заниматься другими знакомыми всем учителям делами.

В заключении хотелось бы отметить, что учитель должен быть другом для ученика при любых обстоятельствах. Он должен быть для детей не только педагогом, но и партнёром. Ведь доверие появляется тогда, когда ребенок не боится приходить в школу и чувствует себя рядом с классным руководителем защищённым. Так формируется авторитет учителя. Отношения должны строиться на добром отношении, взаимопонимании, доверии и любви.

В целом, для выстраивания хороших отношений между учителем и учеником требуется время и усилия – причем с обеих сторон. Они того стоят: ведь крепкие отношения могу творить чудеса в обучении и воспитании.

Warning: No images in specified directory. Please check the directory!

Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images/ /stories/2022/03/hrolikova/