Учебные занятия в начальных классах по предмету "Физическая культура" с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Зянтерекова Евгения Владимировна, учитель физической культуры, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область

Образовательные задачи уроков физической культуры направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, режиму дня, закаливанию.

Задача учителя – подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.

Дети с нарушениями речи малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Учащиеся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи не всегда готовы выполнять задания учителя. Большинство из них не понимают команд педагога, плохо подчиняются его требованиям, слабо ориентируются в пространстве.

Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения. Деятельность обучающихся при разучивании, закреплении упражнений организуется различными способами. Так, при проведении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений, выполняемых в движении и на месте, лучше пользоваться фронтальным способом.

На уроках физкультуры так же очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, больше внимания можно уделить обучающимся с более слабой двигательной подготовкой.

Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно-воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры, прежде всего, в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке значительно меньше, чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова; его точность, направленность, предметность приобретают особую роль и значимость.

Необходимо построить урок так, чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса. Вот почему надо стремиться овладеть навыком передачи обучающимся кратко, несколькими фразами, сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво включать обучающихся в работу по развитию речи.

Словарный запас учеников увеличивается при знакомстве со специальной спортивной терминологией (аут, висы, упоры, сед, вбрасывание, шеренга, колонна, метание и т.д.).

При низком уровне развития крупных движений (т.е. движений рук, ног, всего тела) у обучающихся часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками (поскольку ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры).

Поэтому развитие крупных движений - один из важных показателей степени подготовленности к школе. На начальном этапе проведения уроков физической культуры необходимо провести мониторинг, выявить уровень развития крупных движений у обучающихся путем наблюдения.

Показателями низкого уровня развития крупных движений служат:

  • неустойчивая, неровная походка (ребенок спотыкается, падает, задевает ногой за ногу, шаркает);
  • наличие большого количества лишних движений, сопутствующих основному движению и мешающих его выполнению;
  • существенное нарушение координации движений, приводящее к невозможности поймать и удержать мяч, бросить его взрослому.

Развитие крупных движений оценивается как низкое только в том случае, когда какие-либо из перечисленных нарушений ярко выражены, заметно отличают ребенка от большинства его сверстников. Развитие крупных движений сильно зависит от местных условий: от того, насколько дети много двигаются, какие подвижные игры у них распространены и т.п.

При недостаточном уровне развития крупной моторики важно добиваться повышения двигательной активности ребенка. Не нужно привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут окончательно отпугнуть его oт уроков физкультуры.

В этом случае гораздо полезнее занятия, не содержащие соревнователь элементов. Родителям следует посоветовать чаще играть с ребенком в мяч и стимулировать лазание его по лестницам и по деревьям.

Особое значение необходимо уделить средствам развития тонкой моторики рук, выбор которых опирается на принцип интегрированности, т.е. проведение моторных действий с предметами на уроках физической культуры.

При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы:

  • игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.
  • ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
  • постепенное усложнение выполнения упражнений.

Таким образом, реализуемая коррекционная работа должна обеспечивать удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с учетом потенциальных возможностей данной категории детей.