Мельникова Светлана Михайловна, учитель технологии, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
Повышение финансовой грамотности граждан нашей страны является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В современной школе стоит проблема формирования финансовой грамотности школьников. Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью являются категорией, которым особо необходимы эти знания в современном мире в процессе их социализации.
Финансовая грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности. С приходом рыночной экономики в нашу страну, объективной необходимостью стало повышение финансовой грамотности. Необходимо осознавать, что в первую очередь это важно для самого человека, потому что от этого зависит защита личных экономических интересов от финансового мошенничества и будущее благополучие семьи.
В сегодняшнем экономическом мире дети являются активными потребителями. У многих есть свои банковские карты. Подрастающее поколение привлекает внимание торговых сетей, производителей рекламы, банковских услуг. Необдуманное решение в финансовом вопросе может привести к отрицательным последствиям. Поэтому, необходимо еще в школе учить ребят ключевым финансовым понятиям, которые они будут применять на практике.
Многие люди думают, что уроки технологии, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть её с разных сторон.
Задача уроков "Технологии" в том, чтобы научить обучающегося с ОВЗ ориентироваться в ситуации и находить выход из нее самостоятельно, приобретать новые знания, правильно ставить цель и разрабатывать план действии.
Предмету "Технология" принадлежит особая роль, здесь обучающиеся получают не только знания в области финансовой грамотности, но и на практике закрепляют полученные знания и умения. Практически каждый раздел программы включает в себя уроки финансовой грамотности:
При изучении раздела "Технология обработки пищевых продуктов": обучающиеся с ОВЗ составляют меню завтрака, обеда или ужина на 1 день с учетом расхода продуктов, что вырабатывает у подростков бережливость. В проектной работе по этому разделу в 5 классе составляется меню семейного завтрака, в 6 классе составляется меню семейного обеда, в 7 классе составляется меню праздничного стола с обязательным подсчетом затрат на продукты, входящие в блюда меню на семью и на одного человека. Одно из основных условий правильного решения сложной задачи экономного и рационального питания - это умение выбрать для того или иного блюда недорогие и полезные продукты. Решают кейс: "Новый год скоро, вы покупаете продукты на праздничный стол. А во сколько обойдётся это застолье? Вы знаете?". Обучающиеся составляют меню на определенную сумму.
В разделе "Технология обработки текстильных материалов": проводим расчет расхода ткани для изготовления изделия. Определяем общую стоимость изделия, знакомимся с приемами экономной раскладки выкройки на ткани, и использование отходов.
В 7 классе при изучении темы "Освещение жилого помещения": обучающиеся с ОВЗ узнают, что лампы накаливания неэкономны. Знакомятся со стоимостью электроэнергии, рассчитывают стоимость израсходованной электроэнергии при пользовании лампами различной мощности в течение определенного промежутка времени и легко вычисляют экономию средств за счет экономии электроэнергии. Узнают, что сэкономить электроэнергию можно, если заменить простую лампочки на энергосберегающие, выключать электрические приборы из розеток, заменить особо мощные электроприборы на менее мощные, поставить датчики движения и включения света и т. д.
При изучении раздела "Электротехника": обучающиеся получают умение пользоваться счетчиком электрической энергии, определяют расходуемую электроэнергию. Ребята решают несколько несложных задач на определение стоимости электроэнергии, израсходованной компьютером, телевизором и другими приборами.
Большое внимание финансовой грамотности уделяется в 8 классе при изучении темы "Бюджет семьи". Что такое товар и услуга, правила совершения покупок, пути планирования семейного бюджета, как сохранить денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких. Рассчитываем доходную часть личного бюджета и расходную часть личного бюджета, а затем делаем выводы: где и на чем можно сэкономить.
В 7-9 классах дети уже обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым научить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. На уроках "Технологии" учу обучающихся с ОВЗ вырабатывать у себя правильные финансовые привычки, чтобы их финансовое положение в будущей жизни изменилось к лучшему.
Вот эти 3 полезные привычки:
- Начните вести учёт доходов и расходов.
- Планируйте свои расходы на месяц вперёд.
- Избегайте долгов и кредитов - живите по своим средствам.
Важнейшей моей задачей, как учителя, является привитие школьникам этики цивилизованного ведения трудовой и экономической деятельности в течение всего курса обучения "Технологии" и использование ими полученного опыта в дальнейшей жизни.