Формы работы на уроке, помогающие усвоению образа печатной графемы

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тимончук Любовь Станиславовна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область

При начальном знакомстве ребенка с буквами у него складываются ассоциативные связи между звуком и соответствующим ему знаком.

Обучающийся должен осознать звук (работа слухового анализатора), вспомнить соответствующий зрительный образ (графему), разложить его на элементы, соотнести их между собой в пространстве и времени, т.е. определить, какой находится выше (ниже), левее (правее) и в какой последовательности следует их воспроизводить (работа зрительно-пространственного анализатора). Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву (работа двигательного анализатора).

Воссоздание ассоциативных связей между звуками и буквами, трудности "вспоминания" буквы в ответ на звук особенно тяжело формируется у детей с умеренной умственной отсталостью.

В своей работе по усвоению образа печатной графемы я использую разнообразные приёмы, помогающих запоминанию графического образа буквы:

  • лепка из пластилина или соленого теста,
  • выкладывание из палочек, спичек, мозаики, красочных шнурков и цветной проволоки,
  • вырезание из цветной бумаги,
  • выжигание на дощечках.

Для формирования стабильного образа графемы предлагается ребёнку обводить пальцем выпуклый контур буквы, тактильно опознавать "наждачные" буквы. В этих целях применяются карточки, на которых буквы выполнены из различных материалов: круп (фасоль, горох, греча), тканей (бархат, драп, шелк), бросового материала (колпачки, крышки, поролоновые губки) и т.д.

Так же я использую приём "дермолексия", когда на ладони ребёнка рисуется буква, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами. Для стимуляции ведущего полушария рисовать нужно на "ведущей" руке.

Полезны задания, усложняющие узнавание букв, это – "Перечёркнутые буквы", "Разный шрифт", "Перевёрнутые буквы", "Каких букв больше", "Наложенные буквы", "Зеркальные буквы".

Для внесения элементов творчества предлагаются следующие задания:

  • дописать букву по пунктирным линиям;
  • переделать букву, переставить элементы (например, чтобы из буквы Л получилась И).

На развитие памяти и внимания используются игры с буквами: "Какой буквы не стало?", "Что изменилось?" "Найди такую же", "Подружи две буквы, "Волшебный мешочек" - где ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы, развивает тактильную память.

Данные приемы работы помогают школьнику закрепить образ буквы, учат ребенка отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера, цвета и второстепенных графических деталей.