Реализация программы воспитания через структуру урока

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Киселева Елена Петровна,учитель начальных классов, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Мы стремимся научить детей грамотно читать, писать, считать… Но задумываемся ли мы о том, о чем когда-то говорил замечательный педагог С. Т. Шацкий — о том, что совсем недостаточно просто научить ребенка считать, надо его еще научить… не обсчитывать. Другими словами, задумываемся ли мы о воспитании на уроке?

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

В процессе обучения постоянно нужно привлекать обучающихся к активной познавательной деятельности, предлагать им самостоятельно решать проблемы, учить настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создавать в классе творческую обстановку, такое обучение, конечно же, является не только развивающим, но и воспитывающим.

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержание учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника

Начало урока важный момент с воспитательной точки зрения.

Например, на доске записывается тема урока и обучающимся предлагается вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалог "Ученик-учитель", "ученик-ученик". Врезультате решается несколько педагогических задач:

Во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, культуру речи.

Во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать ответственность, волевые качества.

В-третьих , происходит мотивация деятельности обучающихся на уроке, благодаря чему активное участие принимают как "сильные", так и "слабые" ученики. Такой прием позволяет создать ситуацию успеха и реализует нравственное воспитание.

Этап актуализации знаний можно организовать разными способами.

Например, текстовые задачи на уроках математики - богатый материал для нравственного воспитания обучающихся. Если урок проводится накануне праздника 8 Марта, можно дать учащимся 2 класса такую задачу: "На клумбе было 15 тюльпанов,срезали 5тюльпанов. Сколько тюльпанов осталось?" При этом учитель проводит мини-беседу. Это относится к духовно- нравственному направлению.

В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?

Перед решением задачи проводится беседа с детьми о значимости хлеба. Например, в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей. Тем самым на уроках математики происходит формирование уважительного отношения к труду человека, бережного отношения к продуктам питания.

На этапе изучения новых знаний по предмету окружающий мир использую экскурсию, как форму урока. Мы с детьми познакомились с достопримечательностями нашего города. Проходя проезжую часть, обучающиеся соблюдали ПДД. Тем самым на уроках по окружающему миру формируется духовно-нравственное, патриотическое, экологическое и физическое воспитание и культура безопасного образа жизни и эмоционального благополучия.
Завершающий этап урока рефлексия. Дети оценивают результаты своей деятельности и деятельности других. Таким образом, идет формирование физического воспитания и эмоционального благополучия.