Создание условий для приобщения к здоровому образу жизни посредством спортивных массовых мероприятий в процессе отдыха и оздоровления детей в ООЦ "Уралочка"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Темнова Светлана Николаевна, воспитатель, ГБУ Центр "Юность Урала" филиал ООЦ "Уралочка", Верх-Нейвинский

Здоровые дети – в здоровой семье.
Здоровые семьи – в здоровой стране.
Здоровые страны – планета здорова.
Здоровье! Какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!

Все мы знаем, что здоровье – величайшая ценность. Именно поэтому, первым делом, мы всегда желаем тому, кто нам дорог, здоровья.

Детство - это тот уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Проблемы охраны и укрепления здоровья, культивирования здорового образа жизни подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом, тем более что возросло количество детей с ослабленным здоровьем и детей с ОВЗ. Поэтому одной из приоритетных задач, сегодня становится сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них установки на здоровый образ жизни и ответственности за свое здоровье.

Все эти задачи можно решить при организации отдыха в Центре ООЦ "Уралочка", который обеспечивает полноценный и содержательный отдых для воспитанников учреждений государственного воспитания СО. Важнейшей и неотъемлемой частью воспитательной работы с детьми с ОВЗ является физическое развитие. Оно органически сочетается со всеми другими формами работы, дополняет их и делает более эффективными. Обязательная форма физического воспитания – проведение спортивно-оздоровительных массовых мероприятий т.к. без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований невозможно представить жизнь ребенка.

Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Мероприятия со спортивным уклоном для детей с ОВЗ должны иметь свои особенности. Необходимо учитывать особенности психического и физического развития, медицинские противопоказания, обращать внимание на реакции ребенка на то или иное действие взрослого, товарищей по команде. Учитывать темп заданий и упражнений, упрощать правила игры, если это необходимо, сочетать игры разной направленности, а самое главное, принимать во внимание желание ребенка играть.

Но самое главное необходимо помнить, что физкультурный праздник нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Массовые спортивные мероприятия способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым.

Разновидность массовых спортивных мероприятий:

  • спартакиада;
  • спортивные турниры, чемпионаты по разным видам спорта;
  • спортивные праздники (развлекательного и игрового характера);
  • соревнования, проводимые в рамках всероссийских и местных дней бегуна, лыжника и т.д.;
  • спортивные квесты;
  • "День здоровья";
  • Олимпиада
  • спортивные конкурсы ("Самый быстрый", "Самый ловкий" и т.д.)
  • эстафеты.

Во время физкультурных праздников все дети могут принять активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-ритмичных движениях в меру своих способностей и возможностей. Широкое использование разных игровых приемов и упражнений, загадок, музыкального сопровождения способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования (неожиданно изменяющихся ситуациях), дети совершенствуются физически. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца. Проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения, малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве и другие полезные качества и способности.

Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Взрослые должны привлекать детей к изготовлению различных поделок для украшения спортивной площадки и гимнастического зала, мест для игр, а также подбору и размещению физкультурного оборудования и инвентаря, подготовке костюмов, атрибутов праздника. Даже самые маленькие, не только участники, но и болельщики, получают задания; соответствующие их подготовленности.

Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, учатся радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.

Список литературы

  • Бегидова Т.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019 г.
  • Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста / Н.Л. Воробьева. — М.: АРКТИ, 2018 г.
  • Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Рн/Д: Феникс, 2017 г.
  • Интернет -проект «Дети с особенностями развития», www.Specialneeds.ru
  • Интернет-ресурсы: vospitatelds.ru, rosuchebnik.ru