Малоземова Наталья Викторовна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область
Данный конспект построен с учётом особенностей учащихся 8-го класса, реализующих адаптированные общеобразовательные программы (АООП) для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями. Урок направлен на формирование базовых знаний о домашних животных и их детёнышах, а также на развитие речи, внимания и навыков классификации. Однако его структура и содержание имеют как сильные стороны, так и моменты, требующие дополнения или изменения.
- Анализ структуры урока.
Сильные стороны: Чёткая структура. Конспект включает все необходимые этапы: вводную часть, основную, физкультминутку, закрепление и итог. Это обеспечивает логичность и последовательность урока.
Многообразие методов. Используются разнообразные формы работы: работа с карточками, повторение слов, игры, физкультминутка. Это помогает удерживать внимание учащихся с нарушениями.
Соответствие целям. Конспект направлен на изучение домашних животных и их детёнышей, что отвечает возрастным и познавательным возможностям учеников с умеренными интеллектуальными нарушениями.
Недостатки: Недостаточная конкретизация целей. Цели сформулированы общими фразами, без уточнения, каких именно результатов планируется достичь. Например, не указано, какие именно знания (количество пар "животное – детёныш") должны быть усвоены учащимися.
Ограниченный подход к индивидуализации. Задания не адаптированы под разный уровень подготовки учеников. Например, учащиеся с более высоким уровнем знаний могли бы выполнять более сложные задания, а учащиеся с низким уровнем – получать дополнительную помощь.
Монотонность некоторых элементов. В основной части задания преимущественно связаны с визуальными и слуховыми видами восприятия. Это может вызвать усталость у учеников, которым необходима частая смена видов деятельности.
Недостаток творческих заданий. Урок больше сосредоточен на воспроизведении информации (узнать, повторить, соединить). Однако творческие задания, например, рисование или моделирование, отсутствуют.
- Анализ содержания урока
Сильные стороны:Выбор темы.Тема "Домашние животные и их детёныши" близка и понятна учащимся. Она связана с их повседневной жизнью и вызывает интерес, особенно у детей младшего уровня развития.
Использование наглядных материалов.Включение карточек с изображениями животных и детёнышей помогает учащимся с нарушениями лучше понимать и запоминать материал.
Закрепление через игру.Игры ("Найди пару", работа с мячом) способствуют активному усвоению материала.
Недостатки:Отсутствие расширения темы.Урок не предлагает объяснить, зачем нужны эти животные человеку (например, корова даёт молоко, курица несёт яйца). Это лишает детей возможности связать знания о животных с их пользой в жизни человека.
Недостаточная работа с речью.Задания на проговаривание слов ("котёнок", "щенок") есть, но нет работы над чёткой артикуляцией сложных слов или формированием коротких предложений, например: "У собаки есть щенок."
Не учтены моторные навыки.Учащиеся с умеренными нарушениями интеллектуального развития часто нуждаются в развитии мелкой и крупной моторики. Урок мог бы включать задания, например, на раскрашивание животных или выкладывание пар "животное – детёныш" из магнитов.
- Анализ используемых методов и приёмов
Сильные стороны: Игра как форма обучения. Игра "Найди пару" способствует не только усвоению материала, но и развитию навыков классификации и внимательности.
Физкультминутка.
Это важный элемент, особенно для учеников с нарушениями, которым трудно долго сохранять концентрацию.
Смена видов деятельности.Постепенный переход от пассивного восприятия (слушание) к активному участию (игры, вопросы) помогает поддерживать интерес учащихся.
Недостатки: Малая вовлечённость учеников в самостоятельную деятельность. Учащиеся в основном слушают или повторяют за учителем. Задания на самостоятельный выбор или выполнение отсутствуют.
Ограниченное количество сенсорных стимулов.Урок сосредоточен на зрении и слухе, но не задействует осязание (например, игрушки или тактильные карточки).
- Рекомендации по доработке: ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Вывод
Конспект построен на прочной основе и соответствует задачам урока, однако может быть доработан, чтобы сделать его более увлекательным, разнообразным и индивидуализированным. Дополнение урока творческими заданиями, упражнениями на моторику и индивидуальной работой поможет лучше вовлечь учащихся и укрепить их знания о животных и их детёнышах.