Микшина Анюта Самигуллаевна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область
Цель: развитие осознанного чтения у обучающихся начальной школы, на основе развития интереса к чтению.
Задачи:
- Обучать приемам быстрого и правильного чтения.
- Развивать слуховую и зрительную памяти, навыки воображения и восприятия, внимания.
- Формировать умения правильно и осознанно читать.
- Развивать логическое мышление, речь.
- Формировать устойчивый интерес к чтению.
Рекомендации для учителя
Все упражнения разделены на четыре группы: овладение звуко-буквенными обозначениями, чтение слогов и односложных слов, развития осознанного чтения, формирования правильности чтения.
Данные упражнения могут быть использованы на различных этапах урока чтения, речевой практики. Выбор упражнения обуславливается целями, задачами, содержанием и этапом урока. Задания можно использовать как на уроках, так и при выполнении домашних заданий, во внеурочной деятельности.
Практическая значимость данного комплекта
Чтение - это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.
Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. Плохое чтение- забрызганное грязью окошко, через которое ничего не видно".
На сегодняшний день очень остро стоит проблема выбора способов развития полноценного навыка чтения, в том числе правильности и беглости чтения.
Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению - является актуальной.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств использую специальные упражнения, которые стараюсь включать в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
1) Овладение звуко-буквенными обозначениями
На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражение. (Приложение 1)
2) Чтение слогов и односложных слов
На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи. (Приложение 2)
3) Упражнения по развитию осознанного чтения включаю логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями. (Приложение 3)
4) Для развития правильности чтения использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся. (Приложение 4)
Предложенные мною упражнения приносят свои плоды. Обучающиеся читать умеют, любят и не боятся трудностей. Эти упражнения соответствуют целям и задачам развивающего обучения и, надеюсь, будут полезны моим коллегам.