Дидактическая игра как средство сенсорного развития обучающихся с ТМНР

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Яковлева Любовь Васильевна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта человека, т.е. от того, насколько полно он воспринимает окружающий мир. Многие трудности обучения и поведенческих проявлений детей с тяжелыми и множественными нарушениями являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий.

ФГОС предусматривает дифференциацию уровней и вариантов образования. Основные функции, компоненты и направления деятельности для детей с ТМНР отражены в варианте 2 ФГОС для обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 года, который предусматривает реализацию коррекционного курса "Сенсорное развитие".

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия необходим для создания оптимальных условий правильного формирования представлений об окружающей действительности, способствующих оптимизации психического расстройства ребенка и более эффективного развития его жизненных компетенций.

Проблемы сенсорного развития детей раскрыты в работах Л.А. Венгера, Ш.А. Абдуллаевой, Н.П. Сакулиной, Э.Г. Пилюгиной и др.

Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию обучающихся с ТМНР. Дидактическая игра – это эффективный метод обучающего воздействия. Ее роль заключается в том, что сама игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет получить ребенку собственный опыт. В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными мерками, которые сложились исторически – сенсорными эталонами. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, эталоны вкусового восприятия.

Зарубежными и отечественными педагогами (О. Декроли, Я. Коменский, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель и другие) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Существуют различные подходы к классификации детских игр. Я использую классификацию А.К. Бондаренко, которая предлагает все дидактические игры разделить на три основных вида:

  1. игры с предметами (игрушки, мозаика, бирюльки, шнуровки, природный материал, конструктор, тактильные, музыкальные);
  2. настольно-печатные (парные картинки, лото, домина, разрезные картинки, паззлы, рамки-вкладыши);
  3. словесные игры (физминутки, стихи и песенки для массажа, для пространственной и временной ориентировки).

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность.

Структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактические и игровые задачи;
  2. игровые действия;
  3. игровые правила;
  4. результат. 

Главной своей задачей считаю предъявление ребенку игры доступной, понятной и посильной для него. Только в этом случае она будет способствовать его развитию. Если ребенок не может выполнить задание в игре, необходимо снизить уровень требований, т.е. упростить задачу. И напротив, если ребенок справляется с поставленной задачей, можно повысить уровень требований с целью формирования у ребенка более сложных игровых навыков.

Например, при игре с мозаикой, на первом этапе предлагаю построить дорожку красного цвета, затем – желтого. На втором этапе ребенок строит дорожку, чередуя цвета мозаики. На третьем этапе строит картинку по моему образцу, на четвертом этапе строит картинку по схеме. В процессе игры слежу за сохранением интереса обучающегося к игре. При потере интереса применяю следующие действия: эмоциональная речь, словесная поддержка, поощрение или прекращение игры. На занятии даю простые инструкции, так как овладение простыми действиями является основой для дальнейшего развития детей с ТМНР. На начальном этапе выполняем действия сопряжено "рука в руке", затем постепенно даю возможность для самостоятельных действий. В конце игры показываю результат (большой палец вверх), если выполнено правильно и (движение ладони вправо-влево), если неправильно.

При планировании работы я соблюдаю последовательность в подборе игр. Игры располагаю по возрастающей сложности, с учетом последовательности формирования умений обучающегося. На первом этапе у обучающихся формируются перцептивные действия (выслушивание, рассматривание, ощупывание), на втором этапе выполняются действия примеривания, прикладывания, нахождения, обследования; на третьем этапе обучающиеся соотносят свойства и качества одного предмета со свойствами и качествами другого; на четвертом этапе идет закрепление образов предметов, свойств и отношений, расширяется практический опыт.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

В работе использую следующие методические материалы:

  1. Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной и др.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.
  3. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста.