Использование разрезной азбуки для развития звуко-буквенного анализа и синтеза

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Балтабаева Галина Петровна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Работа с разрезной азбукой на уроках для развития звуко-буквенного анализа и синтеза у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Процесс овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) грамотой очень сложный. Он требует определённого уровня развития внимания, воли, наблюдательности, речи, а главное – развития мышления. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, неусидчивость. Слабо развита память и мышление. Появление интереса к обучению у обучающихся с ОВЗ в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует развитию внимания, памяти, мышления и других психических процессов. Использование игр позволяет вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания. Научить школьника учиться - это значит не только дать ему первые навыки чтения, письма, но и привить ему необходимые навыки учебного труда, научить самостоятельно мыслить, работать. Обучение может идти успешно при условии, если у каждого ученика в процессе приобретения знаний развиваются творческие способности, приобретаются навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

К. Д. Ушинский говорил о том, что первейшая задача школы - научить детей учиться, приобретать знания и умения самостоятельно. В настоящее время воспитание активности и самостоятельности является одной из важных задач образования обучающихся. Каждый учитель знаком с работой по разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. При обучении грамоте разрезная азбука является очень важным дидактическим пособием. С её помощью удобно и легко научить обучающихся составить слово, разделить его на слоги. Раздвинули буквы – читаем по слогам. Сдвинули – читаем вместе, слитно. С помощью разрезной азбуки удобно упражнять учащихся в самостоятельном составлении и чтении ряда слов, меняя только одну букву в слове. Из букв разрезной азбуки легко составить любое слово, вставляя и вынимая буквы, направляя внимание обучающихся на ту часть слова, замена которой изменяет его смысл, упражнять в чтении составленного слова. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда крайне важно из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Как средство обучения применяется на уроках обучения грамоте, графики и письма, чтения.

Известно, что И.М. Сеченов придавал огромное значение познанию ребенком предметов, их признаков, местоположения путем практической деятельности с ними. Разрезная азбука - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, расширить знания и кругозор, научить ребёнка соединять звуки в слоги, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Применяя работу с разрезной азбукой, я решаю следующие задачи:

  • способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;
  • формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления;
  • улучшить моторику рук за счёт постоянной работы с карточками азбуки;
  • развивать творческие способности.

В процессе работы задействуются сразу несколько каналов восприятия информации. Так, например, физическое соединение руками двух квадратов с буквами в одну «дорожку» может помочь некоторым обучающимся перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов, поскольку чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чем больше анализаторов задействовано в работе, чем активнее работает память, внимание, восприятие при знакомстве со звуком-буквой, тем выше результаты этой работы.

Этапы работы с разрезной азбукой:

  • 1 этап: знакомство с азбукой, обучение правильному соединению букв, цветовое обозначение звуков и букв.
  • 2 этап: применение знаний о буквах и звуках в выполнении предложенных учителем упражнений и игр.
  • 3 этап: использование азбуки в свободной деятельности.

Работа с разрезной азбукой связана с активной деятельностью обучающихся. Тем самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. У них заняты и голова, и руки. Они ищут и находят нужные буквы, ставят их в определенном порядке, перемещают при наращении или замене в соответствии с заданиями учителя. Отвлеченные грамматические понятия - слог, слово, предложение - в работе с разрезной азбукой конкретизируются, становятся зримыми и даже ощутимыми. Этой работой занят весь класс, каждый ученик. (Приложение 1)

К перечисленным достоинствам работы с разрезной азбукой следует присоединить постепенное овладение умением самостоятельно анализировать, рассуждать, соотносить правило и действие, строить свою работу в определенной последовательности, по привычному плану. Составление слов и их членение допускают возможность самоконтроля. Прочитывая то, что он сложил, ребенок видит свою ошибку и исправляет ее, заменяя одну букву другой или вторично составляя заданное слово.

Работа с разрезной азбукой на уроках графики и письма, чтения является одним из важнейших средств развития обучающихся, приобретения и закрепления знаний, упражнения навыков чтения и письма. Редкий урок проходит без выполнения задания по работе с разрезной азбукой, которая обычно сочетается с чтением по книге, записью слов и предложений в тетради.

При работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следует учитывать их особенности психофизического развития. Поэтому работу с применением разрезной азбуки я включаю не только при обучении грамоте в первом классе, но и в последующих классах. Это способствует закреплению полученных знаний в области звуко–буквенного анализа. И, в результате, снижение количества ошибок при письме и чтении.

Таким образом, работа с разрезной азбукой проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивают возможность лучшего усвоения обучающимися с умственной отсталостью учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение грамоты.

Литература

  1. Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. Первоначальное обучение и воспитание детей, М., изд-во Академии Педагогических Наук, 1958 г.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: народное образование, 1998.
  3. Смирнова А. А. Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста. Электронный ресурс, режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-fonematicheskog 
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.pdf)Приложение.pdf549 Кб