Формирование учебного поведения у обучающегося с РАС

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бабина Наталья Николаевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Расстройство аутистического спектра это многоуровневый сложный комплекс симптомов, который по разному проявляется у разных детей. От совсем лёгких, незначительных, иногда визуально даже незаметных нарушений, до самых тяжёлых. И это составляет проблему, когда вы пытаетесь определить, как обучать страдающих аутизмом детей. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра могут по-разному реагировать на методы обучения. Единственный вариант адаптировать аутиста к социуму – это создать благоприятную среду и упорные ежедневные занятия. Большой труд, кропотливая и многолетняя работа педагога, всегда приносят свои плоды.

Обучающийся с расстройствами аутистического спектра испытывает значительные трудности в формировании целенаправленного поведения и способности концентрировать внимание.

Исходя из этого, первый этап коррекционного обучения это формирование предпосылок учебного поведения.

Поэтому при работе с такими школьниками на начальном этапе решаются следующие задачи:

  • установление контакта педагога с обучающимся;
  • привитие усидчивости; развитие у обучающегося внимания и поведения в учебной ситуации.

При знакомстве с обучающимся с РАС, на первых занятиях целью станет приучения его к новому месту и незнакомому ему прежде взрослому. Начинать следует с обучения школьника «видеть» педагога, и создание условий для получения положительного опыта контакта. Когда обучающийся с РАС привыкнет к вашему присутствию, можно начинать осторожно подключаться к его играм.

Так же чтобы наладить контакт с учеником, без которого невозможно проведение коррекционной работы, проводите с ним сенсорные игры. Основная цель которых - дать школьнику новые чувственные ощущения.

Сенсорные игры являются своеобразным «соблазнением» ученика. Во время совместных игр ученик проникается доверием к взрослому, начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта. Обучающиеся с РАС с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость. При выполнении требований взрослого, часто приходится использовать простейшие естественные потребности обучающегося. Например, если он хочет пить, можно попросить его сначала сесть на стул. Часто в ответ на попытку взрослого что-то потребовать от ребенка с РАС, он начинает капризничать, может закричать, ударить. Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любые перемены в лучшую сторону, даже незначительные. Лучше всего закрепляется правильное поведение, которое награждается [5].

Постарайтесь менять поощрения, чтобы посмотреть, ради какой награды школьник будет охотно садиться за стол. Продумать систему поощрений это необходимый шаг перед тем, как работать с обучающимися РАС.
Определить круг интереса обучающегося с РАС можно разными способами, среди которых в первую очередь – опрос родителей, наблюдение, пожелание самого ученика [1].

Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало обучающегося. Поэтому целесообразно, чтобы педагог и обучающийся, садясь за учебный стол, оказывались лицом к стене, а не к комнате, заполненной пособиями, и не к двери, которую кто-то может приоткрыть. На самом столе должно находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания. Остальные материалы для всего занятия педагог может держать под рукой и доставать их по мере необходимости, а предыдущие убирать. Необходимо следить за позой школьника во время работы за столом, то есть формировать "позу ученика" [5].

Важным направлением в коррекционных занятиях во время работы с обучающимися с РАС, должно стать развитие у них внимания, а именно его концентрация. У аутистов взгляд рассеянный. Значит, обучающихся с РАС надо убеждать быть внимательными. Для этого, если обучающийся не может сосредоточиться, поднесите ладоши к его вискам и сделайте из них что-то вроде штор. Учащийся не сможет теперь смотреть в сторону, и ему придется свой взгляд направить на вас [2].

Работа начинается с освоения обучающегося указательного жеста, который является незаменимым при восприятии учебного материала. Указательный жест помогает удерживать внимание на учебном материале. Далее осваиваются простые инструкции: "подай", "возьми", "открой", "достань", "убери". На начальном этапе эти инструкции закрепляются через карточки ПЕКС (альтернативная система для общения, когда используются не слова, а картинки) [2].

При работе с детьми данной категории необходимо напомнить, что каждый обучающийся с расстройством аутистического спектра уникален. Каждый школьник ведет себя индивидуально. Даже при огромных усилиях, эффективных педагогических методах и приемах, которые хорошо работают для одного обучающегося, могут никак не действовать на другого [4].

Литература

  1. Морозова, С. С. Аутизм [Текст] / С. С. Морозова. — М.: Гуманитар. 2007. – 176с. ;
  2. Морозов С. А. Современные подходы к коррекции детского аутизма (обзор и комментарии) // С.А. Морозов. – М., 2010. – 102 с.;
  3. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Е. Р. Баенская. М.М. Либлинг. — М.: «Теревинф», 1997. – 227с.;
  4. Никольская О. С. «Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом»: Автореф.; канд. дис. Москва, 1985;
  5. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. Серия «Инклюзивное образование». М.: МГППУ, 2012. – 80с.