Опыт применения невербальных средств коммуникации при обучение детей с ТМНР

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Смирнова Анна Евгеньевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Использование и внедрение в процессе обучения активной дифференцированной помощи для обучающихся с ТМНР (интеллектуальными нарушениями) имеет большую социальную и педагогическую значимость.

Учебным планом нашей образовательной организации для такой категории детей предусмотрен коррекционный курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". Данный курс включает в себя несколько направлений, все они нацелены на обогащение чувственного опыта обучающихся через совершенствование работы всех видов анализаторов. Коррекция слухового и зрительного восприятия создает условия для развития познавательной деятельности обучающихся, когнитивных навыков.

Для решения поставленных задач данных направлений, я применяю методы и приемы, предложенные в пособии Л. Б. Баряевой, Л. В. Лопатиной "Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ". Ознакомившись с материалом, я решила попробовать использовать предложенную технологию, адаптировав её к индивидуальным особенностям обучающихся, и при обучении применять невербальные средства коммуникации. В целях развития слухового и зрительного восприятия, памяти, а также формирования слуховых и зрительных связей, я воспользовалась методическим комплектом тетрадей Л.Б. Баряевой и Е.Т. Логиновой "Я-говорю", а именно, системой символов-пиктограмм. Термин "пиктограмма" обозначает представление написанного посредством рисунка.

Работу в этом направлении я разделила следующие этапы:

  • 1этап (диагностический). Определение группы обучающихся, которые проявляли интерес к предъявляемому материалу, показывали и узнавали изображения, проявляли способность графического восприятия. Также на этом выделила тех, кто принимает помощь учителя, для кого эта помощь эффективна.
  • 2 этап (подготовительный). Выбор из предложенных разделов тех, которые актуальны для данной категории обучающихся. Я определилась на трех темах: "Я – ребенок", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок и мир животных".
  • 3 этап (основной):
    • Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания.
      • Идентификация символа
      • Выбор нужной пиктограммы
      • Выбор двух одинаковых пиктограмм.
      • Конструирование фразы с помощью пиктограмм.
      • Выбор из нескольких пиктографических изображений фразы, которую назвал учитель.
      • Выбор из двух предложений, представленных пиктограммами, того, которое произносит учитель.
    • Установление связи между изображениями предметов и их функций:
      • Составление из пиктограмм пары (предмет - действие предмета и наоборот).
      • Нахождение и исправление ошибок в парах пиктограмм, например: уши — смотреть, глаза — слушать;
      • Конструирование фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:
        • дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других;
        • составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
        • составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками.

Графические символы должны быть доступны для восприятия, узнавания, распознавания, поэтому выбор графических символов определялся с учетом зоны актуального развития обучающихся и на основе собственных наблюдений.

Работа по освоению новых символов строится с учетом зоны ближайшего развития, что обеспечивает развивающий характер процесса обучения. Следует регулярно повторять усвоенные символы во избежание их забывания. Новые символы вводятся постепенно. На уроке рекомендуется знакомство не более чем с одним новым символом. Цвета фона представлены следующим образом: имена существительные - синий (голубой); глаголы — красный цвет;
В процессе обучения введен "пиктографический альбом" (тематический набор пиктограмм), в котором отражается последовательность ознакомления и наглядный материал для закрепления.

В процессе работы с пиктограммами установила, с помощью чего каждому из обучающихся, легче проявить способность к графическому выражению. Техника оперирования символами разная: указывает на символ указательным пальцем/рукой; дотрагивается до пиктограммы; изменяет направление взгляда; и более высокий уровень - использует и проводит линии карандашом, фломастером или ручкой. Следовательно, работа в пиктографическом альбоме с каждым ребенком индивидуальна и зависит от уровня и умения графической передачи информации.

Опыт работы с обучающимися с ТМНР показывает, что, несмотря на то, что у данной категории детей нарушены компоненты перцептивной деятельности, систематическая работа по сенсорному воспитанию дает свои положительные результаты. Занятия по сенсорному воспитанию положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания. А применение в обучении системы символов-пиктограмм совершенствуют зрительные и слуховые анализаторы, что расширяет словарный запас обучающегося, активизирует, развивает когнитивную сферу ребенка, а это помогает заменить или дополнить недостаточность устной речи, формирует предпосылки для становления вербальной речи.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.pdf)Приложение.pdf184 Кб