Использование scrum-подхода в организации проектной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Чернобокова Екатерина Юрьевна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил

Обучающиеся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) - наиболее многочисленная категория среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отличающей особенностью детей указанной категории является несформированность эмоционально-волевой сферы. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению – в младшем школьном возрасте.

В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. У обучающихся с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. Обучающиеся не умеют ставить цели, определять задачи и направления деятельности, проявлять волевые усилия для достижения целей. Необходимо создание специальных условий, поиск и применение таких методов и приемов работы, которые способствуют формировании мотивации, навыков деятельности.

Метод проектов - это совокупность приёмов и действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Применение метода проектной деятельности в образовании обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР способствует развитию эмоционально-волевой сферы: обучающиеся учатся ставить цели, проявлять волевые усилия для их достижения, контролировать свои эмоции при решении конкретных задач. По окончанию реализации проекта обучающиеся получат конкретный продукт, что способствует повышению у них учебной мотивации.

Одной из проблем, встающей перед педагогами, внедряющими в образовательный процесс методы проектной деятельности, является неумение обучающимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития самим организовывать свою деятельность. Для решения данной проблемы предлагается использовать Scrum-подход.

Scrum-подход – это одна из составляющих методологий Agile (бизнес термин), наиболее удобная для применения в образовательной деятельности. Scrum-подход при реализации проектной деятельности способствует четкому распределению ролей между участниками проекта, обеспечивает слаженное действие команды по достижению цели проекта.

В образовательном проекте с применением scrum-подхода определяются роли (участники проекта): руководитель, scrum-мастер, команда. У каждой роли есть свои обязанности:

  • Руководитель ("Владелец продукта" в соответствии с терминологией Agile): составляет маршрутный лист проекта; продумывает и разрабатывает процедуру контроля качества полученных результатов; организует консультации в соответствии с образовательными запросами обучающихся осуществляет помощь обучающимся; контролирует выполнение заданий, консультирует обучающихся
  • Scrum-мастер: организует работу внутри команды: распределяет роли, обязанности; следит за выполнением задач; выполняет задания вместе с командой.
  • Команда: выполняет задания; анализирует свою работу

Артефакты – инструменты, с которыми работают участники проекта на протяжении его реализации. В них входят: маршрутный лист, доска задач, средства контроля (лист контроля).

Маршрутный лист включает себя описание цели, задач, заданий, даты контроля реализации проекта. Маршрутные листы проекта представлены в Приложении 1.

Доска задач (см. Приложение 2) представляет собой плакат (размеченную доску), состоящий из трех столбцов: по плану, в работе, завершено. Обучающиеся, проанализировав план работы, приклеивают стикеры с заданиями в столбик "По плану". Команда по своему усмотрению выбирает то задание, которое они хотят сейчас выполнить, затем приклеивают стикер с этим заданием в столбик "В работе". По завершению выполнения задания, обучающиеся перемещают стикер из столбика "В работе" в столбик "Завершено".

Средства контроля или "Лист контроля" (см. Приложение 3) разрабатывается руководителем проекта с целью контроля над выполнением плана проекта. В "Листе контроля" записана дата контрольного мероприятия и пункт плана, который будет подвержен проверке. "Лист контроля" находятся на видном месте, чтобы команда могла ориентироваться него и корректировать свою работу.
Проект содержит процессы: подготовка, планирование, реализация (состоит из спринтов), демонстрация результатов, подведение итогов. Процесс "реализация" состоит из спринтов (см. Приложение 4) - отрезков времени, за которые участники проекта должны выполнить определенные задания.

Проектная деятельность с применением scrum-подхода была внедрена в образовательный процесс 1а класса ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП" с сентября 2018 года и реализуется по настоящий момент (3 класс). Отмечаются качественные и количественные результаты работы:

  • Повысился уровень сформированности эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ЗПР (высокий – 0 человек; средний – 7 человек; низкий – 5 человек).
  • Созданы и реализованы 17 проектов, 10 из них участвовали в региональных и всероссийский конкурсах.
  • Повысилась мотивация к учебной и творческой деятельности.
  • Улучшилось взаимодействие между обучающимися.
  • Обучающиеся научились адекватно оценивать оценивать продукт своей деятельности.

Warning: No images in specified directory. Please check the directory!

Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images//stories/2020/01/chernobokova

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение 1.pdf)Приложение 1.pdf197 Кб
Скачать этот файл (Приложение 2.pdf)Приложение 2.pdf163 Кб
Скачать этот файл (Приложение 3.pdf)Приложение 3.pdf181 Кб
Скачать этот файл (Приложение 4.pdf)Приложение 4.pdf353 Кб