Воронина Ирина Анатольевна, учитель-дефектолог, МАДОУ №8, Сухой Лог
В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее эффективных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями с учетом их возможностей. Для этого создается в образовательных организациях здоровьесберегающее образовательное пространство, внедряются в процесс обучения современные технологии.
Ниже рассмотрим эффективность использования образовательных технологий на коррекционных занятиях со старшими дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.
В своей практике обучения дошкольников данной категории, считаем, наиболее эффективным комплексное использование на занятиях игровых и здоровьесберегающих технологий.
Игра рассматривается нами как побудитель к познавательной деятельности. В процессе игры, как известно, происходит коррекция психических функций, эмоционально-волевой сферы. Большое значение при этом отводится и образовательной, и воспитательной функциям игры. Игра способствует развитию фантазии и воображения ребенка.
Также следует отметить, что игра служит источником веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия.
Игры подбираются нами по критериям: соответствие возрасту, времени, месту, изучаемому материалу [2]. Также игры используются нами как одна из форм поддержки на уровне позитивной оценки деятельности воспитанников на разных этапах занятия.
Следующим важнейшим условием эффективного обучения старших дошкольников с ОВЗ считаем использование здоровьесберегающих технологий на занятиях. Цель применения здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни[1;3].
Использование физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, психологических и динамических пауз помогают снять утомление и значительно улучшают их самочувствие, повышают работоспособность.
При этом для решения задач на коррекционных занятиях используем игровые и здоровьесберегающие технологии комплексно на разных его этапах.
В начале занятия для создания положительного психологического настроя, например, включаем игровые упражнения с использованием индивидуального офтальмотренажера.
На каждом занятии для коррекции мелкой моторики включаем пальчиковые игры с речевым сопровождением и кинезиологические упражнения, а также используем различные артикуляционные разминки и упражнения.
Выполнение дидактического упражнения "Нарисуй предмет носом" способствует коррекции зрительного восприятия, памяти, а также способствует снятию зрительного напряжения.
Во время проведения динамических разминок дети не только меняют свои позы, выполняют движения, но и сопровождают действия дидактическими играми. Часто используем игру " Доскажи словечко".
На этапе закрепления знаний используем "сенсорный крест" для выполнения заданий в режиме движения наглядного материала. При этом используем такие игры и упражнения, как "Назови правильно", "Назови предметы по теме занятия", "Рассмотри и запомни" и т.д.
На данном этапе занятия для разминки и укрепления мышц глаз используем методику зрительно-координационных тренажеров. Схема - тренажер в кабинете учителя-дефектолога находится на потолке. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. При этом сопровождаем с дидактическими играми, такими как "Назови героев сказки по порядку", "Отвернись и назови" и т. д.
Очень часто на занятиях игры выбираются самими дошкольниками, что несомненно способствует развитию их самостоятельности и активности.
Отметим, что достижению положительных результатов способствовали:
- систематичность, обоснованность использования данных современных образовательных технологий на разных этапах занятий с дошкольниками с ОВЗ;
- создание ситуации успеха у детей данной категории;
- комплексность и взаимосвязь с другими видами деятельности.
Таким образом, считаем, что комплексное использование здоровьесберегающих и игровых технологий позволило улучшить психофизические показатели развития старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, повысить их познавательный интерес к изучаемому материалу, а также показатели общих интеллектуальных умений.
Литература
- Базарный, В. Ф. Педагогический механогенез нивелирования потребностей детей к физическим усилиям и движению. Физкультура в профилактике, лечении и профилактике. // Научно-практический журнал—М., 2010.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики /А.С. Белкин. - Москва: Академия, 2000.- 192 с.
- Здоровьеразвивающее образование по технологии В.Ф. Базарного: материалы VI краевой Конференции "Здоровое развитие детей", Барнаул, 16 марта.2013 // Сборник - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2013.