Программа индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с ребёнком, не готовым к обучению в школе

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Стенина Елена Николаевна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 5", Екатеринбург

Программа составляется на основе психологической характеристики обучающегося, в которой отражается: фамилия, имя ребёнка, дата рождения. Посещал ли детский сад, если да, то с какого возраста. Перечень школьных трудностей. Подробное описание поведения ребёнка на занятиях. В какие игры предпочитает играть ребёнок. Подробное описание поведения ребёнка во время игры. Особенности общения со взрослыми. Специфика детско-родительских отношений: характеристика семьи (полная/неполная, благополучная/неблагополучная, количество детей в семье, состав семьи); отношение родителей к ребёнку. Особенности общения со сверстниками. Предполагаемая причина и тип психологической неготовности ребёнка к школьному обучению.

Первый этап

Задачи, решаемые на этом этапе:

  1. Научиться действовать в воображаемом плане, овладеть обобщённым (вербальным) способом решения игровых задач.
  2. Научить ребёнка использовать предметы-заместители.

Средства коррекционной работы:

  1. Использование сюжетно-ролевых игр, которые сначала организует взрослый и играет с ребёнком. В игре вместо игрушек используются предметы-заместители.
  2. Игра с игрушкой, которая символизирует партнёра по игре, например с мишкой или собачкой.
  3. Сюжетно-ролевая игра вдвоём с другим ребёнком под наблюдением взрослого, который следит, чтобы основной целью в игре была ориентация на социальный аспект.

Перечень возможных трудностей:

  1. Ребёнок может испытывать затруднения при использовании другого предмета в качестве предмета-заместителя.
  2. У ребёнка могут быть трудности вербализации в описании действий в процессе игры.
  3. Ребёнку, возможно, будет трудно сохранить ориентацию на социальный аспект.

Второй этап

Задачи, решаемые на этом этапе:

  1. Научиться понимать смысл деятельности, задаваемой другими и задавать смысл совместной с партнёром деятельности.

Средства коррекционной работы:

  1. Задания в виде образной игры или игры на конструирование, которые осмысливаются взрослым (взрослый называет то, что изобразил ребёнок).
  2. Задания с использованием конструктора или мозаики, но теперь угадывает ребёнок.

Перечень возможных трудностей:

  1. У ребёнка могут быть трудности при придумывании и выполнении чего-либо из конструктора (возможно, будут однотипные поделки).
  2. Возможны трудности определения изображаемого предмета (нужно подготовить для ребёнка наводящие вопросы).

Третий этап

Задачи, решаемые на этом этапе:

  1. Научиться действовать в воображаемом плане.

Средство коррекционной работы:

  1. Совместное со взрослым рисование и описание рисунков, а затем объединение рисунков в один.
  2. Выполнение индивидуальных рисунков группой детей (в том числе и Димой), объединение рисунков в один, с последующим составлением рассказа.
  3. Придумывание игры по правилам на основе коллективного рисунка.

Перечень возможных трудностей:

  1. Возможно, ребёнку будет сложно придумывать рисунки.
  2. Возможны трудности составления рассказа по общему рисунку.
  3. Могут быть трудности при придумывании игры по правилам.

Четвёртый этап

Задачи, решаемые на этом этапе:

  1. Преодоление привязанности к конкретному предмету перевоплощения, изображённой на картинке фигуре, написанному письму.

Средства коррекционной работы:

  1. Выполнение ребёнком рисунка и составление по нему рассказа.
  2. Придумывание ребёнком рассказа и выполнение по нему рисунка.

Перечень возможных трудностей:

  1. Ребёнку может быть трудно описать свой рисунок.
  2. Возможны трудности выполнения рисунка по рассказу (взрослому рассказ нужно будет записать).

Пятый этап

Задачи, решаемые на этом этапе:

  1. Введение в жизнь ребёнка обучения, построенного на основе игры как формы жизнедеятельности.

Средства коррекционной работы:

  1. Групповые игровые задания с элементами обучения: списывание, решение задач, чтение и др. (Например, игра в «Путешествие на корабле». Ребёнку нужно будет купить билет, объяснить другим детям правила поведения на корабле, выбрать себе блюда на обед на определённую сумму и т.д.)
  2. Обучение ребёнком взрослого или сверстника той или иной игре.

Перечень возможных трудностей:

  1. Возможны трудности при выполнении счётных операций (нужен наглядный материал).
  2. Ребёнку, возможно, будет трудно разъяснить правила игры другому.