Дополнительное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: разработка и реализация адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, опыт социализации, адаптации и реабилитации; развитие и формирование жизненных компетенций, практики участия в ра

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Головлева Маргарита Викторовна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, дополнительного образования: способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности, активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.

Дополнительные общеобразовательные программы направлены:

  • на создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося; расширение его знаний о мире и о себе;
  • удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;
  • оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
  • накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы. 

Личностными результатами освоения детьми программы дополнительного образования могут быть: адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности; формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами; навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение; развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать).

Формы подведения итогов реализации программы: реализация творческого проекта, социальные акции, зачет, выставка, презентации с использованием интернет-ресурсов.

Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы при разработке и реализации АДОП.

Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, детско-взрослом сообществе, организация занятий с использованием интерактивных форм деятельности детей.

Развитие ребенка с ОВЗ происходит в разнообразных общностях, наиболее традиционными являются: семья, класс, клуб, игровая общность.

Возможности образовательной организации должны предусматривать организацию мероприятий в среде детско-взрослых сообществ, направленные на социализацию ребенка, реализацию его особых образовательных потребностей.

Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет: сделать урок наглядным, красочным, информативным; приблизить урок к мировосприятию ребѐнка - за счет использования программ, облегчающих/обеспечивающих коммуникативный уровень; использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем.

Одним из основных методов организации образовательной деятельности на занятиях дополнительного образования является проектная деятельность. Проектная деятельность ставит учеников в активную позицию по отношению к своему учению, создает условия для целенаправленного и естественного обучения самостоятельному определению своих целей.

При разработке программ дополнительного образования педагог исходит из возможностей ребенка, а не из того, чем он не может овладеть, определяет зону ближайшего и актуального развития ребенка и ставит соответствующие цели и задачи перед детско-взрослым сообществом. Педагог дополнительного образования создает условия для «социальных проб», для того чтобы ребенок проявлял самостоятельность, сотрудничал со здоровыми сверстниками и чтобы с их помощью у ребенка происходило постоянное преодоление грани между актуальным уровнем развития и зоной ближайшего развития. Важно помнить, что для детей данной категории программа дополнительного образования должна быть направлена на то, чтобы, обеспечить более высокий уровень, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития; максимально полно адаптироваться к жизни в обществе, семье, к обучению в среде здоровых сверстников.

Для успешного достижения планируемых результатов, и организации образовательного процесса использую инновационные технологии, основанные на системно-деятельностном подходе: проектные технологии, технология коллективной творческой деятельности, интерактивные технологии. Применяется информация из электронных ресурсов в исследовательской деятельности при разработке проектов, а так же при наглядной демонстрации процессов.

Использую здоровье сберегающие технологии.

В своей работе использую, различные подходы в реализации адоптированных дополнительных общеобразовательных программ: применяю различные методы и приёмы для развития коммуникативных навыков. Предлагаю работу в парах и группах. В результате чего, создается среда для взаимодействия, дети учатся общаться, решают общие задачи. Для совместных занятий детей и взрослых, ежегодно провожу мастер - классы в рамках мероприятия «День открытых дверей». Так же провела открытое общешкольное мероприятие «Пасха Красная пришла – отворяй ворота», творчество в кругу своей семьи и одноклассников, формирует интерес к совместному досугу, позволяет усваивать социальные нормы поведения.

Изделия, выполненные своими руками, дети дарят родным и близким, работами оформляют интерьер квартиры, что имеет непосредственную связь с жизнью.

Дети участвуют в благотворительных акциях: «Ангел надежды», «Подарок ветерану», что способствует формированию у детей доброты, милосердия, уважения и почитания старшего поколения.

Предлагаю к выполнению итогового изделия, относиться как к проекту. Дети учатся ставить цель, рационально распределять свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм. В результате проектной деятельности формируется активная учебно-познавательная позиция, самостоятельность, умение оценивать процесс.

Подготовка подрастающего поколения к труду – важнейшая задача общеобразовательного процесса. Её успешное осуществление связано с постоянными поисками наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.
В дополнительном образовании, выставки являются важным итоговым этапом. В процессе обучения проводятся различные выставки: однодневные в группе, тематические по разделам, итоговые.

Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.

  • 00001
  • 00002