Здоровый образ жизни как один из аспектов социализации воспитанников с интеллектуальными нарушениями

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Смола Анастасия Александровна, воспитатель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Одним из условий успешной социализации обучающихся коррекционной школы является привитие привычки здорового образа жизни. Актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.

Нормальное развитие обучающегося с интеллектуальными нарушениями рассматривается, как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся как человек, способный к саморазвитию. Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый эмоциональный контакт со взрослым.

Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ОВЗ, а так же их подверженности негативному влиянию, уделяется особое внимание охране здоровья и физическому развитию. Учитывая особенности психофизического развития и здоровья воспитанников, работа воспитателей направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за свое здоровье - вот перечень аспектов работы воспитателя.

Особое внимание уделяется предоставлению воспитанникам объективной информации, соответствующей возрасту, о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики. ЗОЖ является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности обучающихся.

Трудно переоценить роль физической культуры и спорта в физическом и нравственном воспитании человека. Этой работе уделяется огромное внимание, спортивно-оздоровительное направление является одним из приоритетных в работе образовательного учреждения. Первоочередной задачей является предоставление воспитаннику возможности полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта.

Важным моментом является то, что в нашей школе ребенку любого возраста предоставлен выбор – занятия в спортивном зале, на игровой площадке, в физкультурно-оздоровительном комплексе.

Задачи воспитания:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек;
  • охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников.

Я работаю с детьми с умеренной и тяжелой формой интеллектуальных нарушений. Их успешная социализация - залог воспитательной деятельности. Проблема здоровья и его сохранения - один из острых вопросов современности. Одной из основных задач воспитательной работы является формирование, сохранение и укрепление у детей привычки к здоровому образу жизни. Это направление работы основано на личностно-ориентированном подходе – внушение уверенности в собственных силах и возможностях ребёнка, коррекцию и максимальное сглаживание недостатков в развитии.

Одним из основных направлений в моей работе является проведение уроков здоровья. Это заранее продуманный тематический цикл занятий, рассчитанный на детей с интеллектуальными нарушениями: "В гостях у Доктора Воды", "Зачем нужна кожа?", "Микробы у нас на руках", "Глаза – зеркало души", "Здоровое питание – отличное настроение", "Отказ от вредных привычек", "Будем закаляться!", "Мы - за здоровый образ жизни". Традиционными в работе стали: зарницы, спортивные соревнования, лыжные гонки, легкоатлетические эстафеты, устройство катальных горок в зимний период. Большую роль в создании системы работы по здоровьeсбережению играют организация спортивных часов, оздоровительных прогулок, релаксационных пауз, дней здоровья. Организация тематических недель - "Хорошо здоровым быть!", "В здоровом теле – здоровый дух", проведение месячников "Береги себя сам", "Здоровье в порядке", "Это может быть опасно" систематизирует, углубляет и обобщает знания воспитанников о ЗОЖ.

В содержание воспитательной работы по здоровьесбережению включено посещение физкультурно-оздоровительного комплекса обучающимися. Ребята с удовольствием выполняют разминку, дыхательные упражнения "Шарик", "Свеча", "Ныряльщик". Упражнения для релаксации - "Дирижёр", "Чашка доброты". Для развития моторики рук выполняются упражнения "Колечко", "Ножницы", "Репка". Упражнения "Марширование", "Мельница", "Робот" снимают мышечные зажимы, у ребенка пропадает страх отвечать, появляются готовность и желание выполнять дополнительные задания. Особое место занимает организация совместных игр. Это: "Кто быстрее?", "Делай, как я!", "Зоологические забеги".

Все это способствует:

  • укреплению у детей мышечного корсета;
  • формированию правильного дыхания;
  • развитию моторных функций;
  • выработке правильной осанки;
  • оздоровлению организма в целом

Формирование здорового образа жизни способствует сплочению детского коллектива, воспитанию взаимовыручки и взаимопомощи, физическому воспитанию и оздоровлению детей с особыми образовательными возможностями.

Литература

  1. Барин Л.Г. Мама, папа, я - здоровая семья, - СПб, 2005, 254 с.
  2. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005, 144 с.
  3. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни // Здоровье 2004, №2. 179 c.
  4. Куркович А.О. Здоровый образ жизни, - Москва: Овал, 2002, 233 с.
  5. Юковчиц Л.К. Педагогическое воспитание, - СПб, 2007, 292 с.