Шорохова Татьяна Викторовна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
В данной статье рассматриваются проблемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата (НОДА).
Представлены игровые методы и приемы с использованием разнообразных стимулирующих материалов для развития мелкой моторики данной категории обучающихся. Проблема актуальна, т.к. из года в год растет число детей с НОДА. Двигательные нарушения, зачастую ограничивают изучение предметов, нарушают взаимосвязь зрительного, тактильного и двигательного образов, что препятствует освоению новых навыков. В специально организованных условиях возможности обучающегося существенно расширяются и активизируются. В результате анализа работ Л.О. Бадалян и М.В. Ипполитова можно сказать, что от уровня развития мелкой моторики у детей с церебральным параличом зависит состояние двигательных умений и навыков, составляющих основу игровой и учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современном обществе [1].
В моей практике развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. В системе коррекционной работы с обучающимся с НОДА и "тяжелой умственной отсталостью" (вариант 6.4) большое внимание необходимо уделять формированию тонких движений пальцев рук для усовершенствования координации движений, в особенности слабой руке. Индивидуальные занятия провожу по японской методике пальцевого массажа и самомассажа Намикоши Токухирова в течение трех лет: четыре дня в неделю в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками с постепенным нарастанием упражнений от простого к сложному. Интенсивность игр и упражнений варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. По развитию ручной моторики использую игровые методы и приемы с использованием разнообразных стимулирующих материалов. Начинаю с ежедневного массажа кистей и пальцев рук.
Далее, для совершенствования мелкой моторики рук использую техники ручной умелости: традиционные - пальчиковый игры с речевым и без речевого сопровождения, игры с прищепками, игры со счетными палочками, игры с бросовым и природным материалом, изобразительная деятельность (лепка из пластилина, рисование красками, тампоном) и нетрадиционные – самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, "Су-Джоктерапия", кинезитерапия, крупотерапия. Считаю более рациональным специальный подбор речевого материала для пальчиковых игр, что является дополнительным приемом обогащения и коррекции лексико – грамматического строя речи, а также придает работе сюжетность, является игровым, занимательным приемом, не отвлекающим обучающегося от работы. Эти занятия способны пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, внимание, богатство сенсорных впечатлений, активизирует речь и быстроту реакции. Таким образом, коррекционная работа направлена на продвижение ребенка в общем развитии, на формирование у него положительных черт, предусматривающих коррекцию и имеющиеся недостатки [2].
За три года работы обучающийся научился понимать и работать по простой инструкции; движения рук стали более точными (научился держать карандаш, ложку); стал дольше стоять, держась за опору; пополнил словарный запас на 10 слов, стал говорить короткими предложениями из трех слов.
Следовательно, движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, активизации речи и двигательного развития.
Литература
- Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев,1988.- 27 с.
- Проблемы дефектологии. [Текст] под ред. Л.С. Выготский.- Москва: Просвещение, 1995.- 162 с.