Мастерство в детской руке. Рисуем песком

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шабанова Елена Семёновна, учитель изобразительного искусства, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

"Самая лучшая игрушка для ребенка - куча песка" К.Д. Ушинский. Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово "песок" тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства. Кто из нас в детстве не лепил куличики, пирожки, не строил замки и пещеры, будучи старше. Каждый из нас строил свой фантастический мир!

Сейчас одним из популярных занятий является рисование песком на световых столах. Использование рисования песком в педагогических целях трудно переоценить. Это замечательный сенсорный материал, средство для развития графических навыков, экспериментирования, воображения, фантазии.

Для детей с ОВЗ этот фактор особенно актуален.

Мелкая моторика взаимодействует с высшими психическими процессами: внимание, мышление, восприятие, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, и влияет на их развитие.

Рисование песком известно, как метод тактильного расслабления. Когда ребенок манипулирует с песком, он расслабляется, снижается уровень переживаний, тревожности, появляется интерес к рисованию. Благодаря песку, ребенок может воспроизвести увиденное в окружающем мире, перенестись с заснеженного Севера в жаркую Африку, совершить путешествие в космос и спуститься на дно океана.

Способ рисования песком прост по технологии и напоминает игру, при этом ребенок учится думать, самостоятельно решать, как сделать, чтоб образ получился выразительным. Рисование песком не утомляет ребенка, на держит его в рамках "правильно-неправильно", сохраняется высокая активность и работоспособность на отведенное время.

Работа с песком для детей начинается с того, что дети знакомятся с песком: трогают его, погружают в него пальцы, пересыпают из ладони в ладонь. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами. Они должны почувствовать песок на ощупь, принять его как приятный материал, но есть дети, которые не принимают песок: влажные руки, раздражающий эффект.

Затем дети обучаются навыкам работы с песком, изучают основные пальчиковые элементы, основные приемы рисования: песок можно разравнивать ладонями, руки могут работать как бульдозер, разгребая песок вокруг. Используются обе руки симметрично, насыпая, отсекая. Можно рисовать всеми частями ладони: плашмя, боковой частью, одним пальцем, всеми пальцами сразу, подушечками, кончиком ногтя, кулаком.

Лоток с песком позволяет изображать любые фигуры самыми разными способами и использовать различные дополнительные материалы. Такие возможности для выбора упражнений, действий и занятий расширяют внутренние резервы детей и повышают уровень их развития.

Например, можно свернуть из бумаги воронку и насыпать через нее песок, создавая таким образом различные фигуры. Интерес к экспериментированию может пробудить и просеивание песка через различные сита, мелкие и крупные.
А если катать "ёжика" или кольцо по кругу, то можно получить изображения, напоминающие паутину. Замечательно интересные следы на песке можно оставить при помощи грабелек и палочек. Если же толкать по песку резинового "ёжика" или ребристое кольцо, то на нём образуются соответствующие узоры.

Используются различные трафареты, цветные камушки в качестве заменителей (цветы, фрукты, бабочки, зернышки и т. д.), мелкие игрушки, совочки, счетные палочки. На занятиях полезно применять художественное слово: потешки, стишки, сказки, которые можно обыграть, нарисовать. Использование зрительной, слуховой, тактильной, сенсорной системы позволяет погрузить ребенка в творческий процесс.

Более сложные варианты рисования – это рисование с кулачка (песок сыпется тонкой струйкой) и рисование щепоткой (песок берется большим и указательным пальцами и постепенно растягивается на световом столе). Структурированное рисование кончиками пальцев способствует воплощению мысленных образов и делает процесс обучения более эффективным. Выполнение заданий по рисованию фигур требует высокой дисциплинированности, необходимой для того, чтобы сконцентрироваться, принять правильную позу и совершить нужные действия.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Необходимо настроить детей таким образом, что красивые рисунки не получатся с первого или одного занятия, и в рисовании песком рисунок не всегда является целью, а заключается в процессе творчества. Ребенок приходит к пониманию, что все что не получилось, можно засыпать песком и повторить рисунок, или совсем убрать песок и насыпать снова, легко исправить неудачные элементы.

Дети достигают своих целей постепенно, шаг за шагом, прилагая к этому много усилий, проявляя терпение. Повторение упражнений (рисование линий прямых, волнистых, дугообразных, замкнутых) помогает им без особых усилий закреплять приобретенные навыки. Отдельные фигуры и изображения, которые особенно нравятся, они могут совершенствовать. Рисуя различные фигуры, дети осваивают новые движения и учатся взаимодействовать между собой. Подробные инструкции и поддержка педагога помогают обучающимся лучше понимать задания и выполнять их. Увлекаясь игрой, дети обретают уверенность в себе, и это мотивирует их действовать нестандартно.

Каждый ребенок обладает внутренним побуждением исследовать окружающий мир и совершать открытия. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоциональным, психическим, физическим.

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В.А. Сухомлинский.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005