Наглядное моделирование на уроках графики и письма как ресурс эффективного повышения качества знаний обучающихся с ТМНР

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Атаманова Нина Ивановна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, коснулись и образовательных организаций, реализующих АООП, в том числе и образовательных организаций выполняющих федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Педагогам, организующим обучение детей по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нужно уметь:

  • выбрать коррекционно-развивающие методы и приемы обучения; использовать современные технологии, в том числе информационные;
  • сочетать разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.

Исследования педагогов и психологов (В.В. Воронкова, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин, Н.Б. Истомина) показали, что в классах, где обучаются дети с разным уровнем знаний, использование опорной наглядности большая поддержка слабым обучающимся. Применение на уроках различных опорных моделей, работа над алгоритмом и поиск решения проблемы вместе с учителем, заинтересованность ребенка в собственном труде, все это приводит к успеху каждого ребенка.

Поэтому в своей педагогической деятельности на уроках графики и письма с целью повышения качества знаний обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии использую эффективные методы и приемы наглядного моделирования, такие как:

  • кластер как метод наглядного моделирования;
  • тестовая форма контроля;
  • использование "информативных" опор;
  • графическая модель.

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющей сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Оформляется опора в виде "грозди" или модели "планета и ее спутники", "блок-схемы", "грамматического" и "бумажного" кластера. Моделирование предполагает выделение смысловых единиц текста, графическое изображение их в виде схемы. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом". Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме.

Последовательность действий (под руководством учителя): посередине листа в тетради, классной доски написать ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы; вокруг "накидать" слова или словосочетания, выражающие идею, образы, факты, подтверждение для данной темы; по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Приложение "Кластер".

Вывод: в ходе работы формируются навыки сотрудничества, монологическая речь, умение ставить вопросы, выделять главное, сравнивать, высказывать свое мнение, повышается мотивация и творческая активность обучающихся.

Тестовая форма контроля нужна для проверки знаний, умений, навыков. Тест от английского слова "проба, испытание, опыт". В работе использую такие виды ТЗ: альтернативные (да-нет, верно-неверно, правильно-неправильно); избирательные (выбрать правильный ответ из нескольких предложенных); конструктивные (без вариантов ответа); компьютерные тестовые задания и другие. В чем достоинства этого приема? Это развитие мыслительных операций, возможность проверить усвоение теоретического материала небольшими блоками и определить "проблемную зону" каждого обучающегося, быстрота проверки.

Тестовое задание по теме "Предлоги".

  1. Выбери правильный ответ: Как пишутся предлоги со словами?
    а) слитно; б) раздельно; в) вместе
  2. Я знаю предлоги: ........
  3. Вставь подходящие по смыслу предлоги (опора – графические символы).

Применение "информативных" опор на уроке - это формирование умений при выполнении практических и самостоятельных работ; активизация познавательной деятельности; обобщение и систематизация знаний по теме; организация индивидуального и дифференцированного подхода при обучении.

Приложение: (в таблицах кроме знаковых моделей даны опорные слова)

Помимо данных приемов на уроках используется графическое моделирование ("Собери предложение"), цель которого, умение использовать знаково-символические средства при моделировании речи. Знаковая модель способствует формированию у обучающихся следующих умений: учебно-организационных; речевых; коммуникативных. Мультимедийные презентации позволяют сделать уроки интересными, включать в процесс восприятия не только зрение и слух, но и эмоциональное воображение, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенцию, что соответствует требованиям ФГОС. Практика показывает, что использование игровых ситуаций в учебном процессе тоже способствует активизации речевой деятельности через урок-путешествие, урок-сказку, видео-урок. Формула уроков: Доступность + Сознательность + Интерес +Активность! Мониторинг учебных достижений за последние три года показал, что качество знаний по предметам повысилось с 42% до 70%. Считаю, что разработанная система наглядного моделирования в обучении детей с ТМНР обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью. Таким образом, ее внедрение в практическую деятельность вносит огонек творчества для учителя, а для детей - радость и интерес познания, ощущение ситуации успеха.

Список литературы

  1. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе/А.А. Ермолаева. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложения.pdf)Приложения.pdf752 Кб