Обучение пересказу обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дунаева Екатерина Петровна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск

В основу федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации [3].

Социализация и социальная адаптация проходит легче, если ребенок коммуникабелен. Он может выразить свою просьбу, попросить помощь, рассказать о своих чувствах. Речь является средством общения, получения знаний. Развитию грамматически правильной речи, совершенствованию умения выражать свои мысли помогает детская художественная литература. Художественная литература позволяет школьнику проникнуть в мир чувств героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами литературного произведения, которые приемлемы в жизни. Одна из форм работы по развитию речи является пересказ.

Пересказ - это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста [1].

Для успешного осуществления работы по обучению ребенка пересказу, соблюдается определенная последовательность в работе над художественным текстом.

  1. Понимание смысла предложения. На первом этапе обучения детей с умственной отсталостью пересказу уделяется внимание пониманию ими смысла предложения. Сначала идет работа с одним предложением. Учитель или обучающийся прочитывает предложение, а педагог задает вопросы по содержанию.
  2. Рассказывание текста ребенку. Не чтение, а именно рассказывание художественного произведения, что требует хорошего знания текста. Обучающиеся должны видеть умение взрослого выполнить ту задачу, которую взрослый ставит перед ребенком, т.е. "образец" пересказа. Если в литературном произведении присутствуют диалоги между героями, то это помогает ребенку в процессе пересказа.
  3. Обыгрывание прочитанного текста с использованием настольного, кукольного, пальчикового и других видов театра. Особое влияние на запоминание, осмысление прочитанного текста, оказывает та игра-драматизация, в процессе которой ребенок участвует сам, т.е. сам связывает слово с действием, берет на себя определенную роль. В процессе речевого общения, дети овладевают особенностями родного языка, словесными формами. Обыгрывание текста помогает ребенку осмыслить ситуацию, наполнить ее действием, слово приобретает конкретное содержание. Таким образом, обогащается словарный запас обучающегося, развивается его связная речь, уточняются правильные формы связи слов в предложениях и т.д.
  4. Пересказ текста ребенком по вопросам учителя. Ребенку задаются вопросы, ответы на которые помогают ему раскрыть смысл действий, совершаемых персонажами, вызывают правильное отношение к героям текста. Педагог учит ребенка тому, как надо поступать правильно, воспитывает в них положительные нравственные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформлять высказывания [2].

Процесс овладения связной речью для обучающихся с интеллектуальными нарушениями не заканчивается в школьном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание продолжается на протяжении всей жизни.

Список литературы

  1. Группа авторов под руководством JI.B. Лебедевой. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2009. — 96 с.
  2. Интернет – ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/02/17/obuchenie-doshkolnikov-pereskazu 
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.