Дулова Татьяна Анатольевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
"Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым", - Пенн Вильям.
В настоящее время в образовательном процессе всё более актуально становиться проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Не секрет, что особенно важен вопрос необходимости использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. У обучающихся этой группы нарушены большинство жизненно необходимых функций организма.
Именно поэтому я применяю в своей работе здоровье сберегающие технологии, которые можно классифицировать на три категории:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Физкультминутки, динамические паузы – формы активного отдыха на уроке, зависят от темы предмета, снижают утомляемость, активизируют мышление и повышают умственную работоспособность. Физкультминутки провожу в форме разнообразных комплексов физических упражнений, обязательно с выходом из-за парт. Я их использую с первых минут утомления. Часто со стихотворным текстом.
"Отдых наш – физкультминутка. Раз - присели, два – привстали.
А потом пустились вскачь, будто мы – упругий мяч".
Дыхательная гимнастика – неотъемлемая часть оздоровительного режима. Способствует повышение общего жизненного тонуса обучающихся, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы.
После физической нагрузки и эмоционального возбуждения учу расслабляться и восстанавливать свой организм, при помощи упражнения "Дышим спокойно и плавно". Для укрепления мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, выполняем упражнение "Подыши одной ноздрёй"
Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи обучающихся. Способствует координации движений пальцев и руки, творческих способностей. "А руки, брат, великий клад! Для дел даются руки!" Выполняем упражнения и с речевым сопровождением и с природным материалом. "Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать"
Гимнастика для глаз – снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата. Гимнастику провожу стоя. При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Упражнение "Шторки" Быстро и легко моргайте 1 минуту. Способствует улучшению кровообращения. "Стреляем глазами" (смотрим вверх – вниз с максимальной амплитудой) для снятия напряжения. - Обучение здоровому образу жизни.
Точечный массаж, самомассаж – профилактика простудных заболеваний, повышение жизненного тонуса обучающихся. Учит сознательно заботиться о своём здоровье. Точечный массаж выполняем кончиком указательного или среднего пальца. В профилактических целях надавливаем слабо, а в лечебных рекомендуется максимальное надавливание. Стимуляция точки на кисти руки между большим и указательным пальцами благотворно влияет на многие функции организма. Массаж волшебных точек ушей так же полезен для улучшения органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
"Уши ты свои найди и скорей их разотри.
А теперь потянем вниз, ушко, ты не оторвись"
(выполняем массаж со словами) - Коррекционные технологии:
Психогимнастика - эмоциональный тренинг, который помогает разгрузиться от лишних переживаний, развивать произвольность собственного поведения.
Логоритмика – форма активной терапии. Развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, благотворно влияет на отклонения в психофизической сфере.
Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы) обладает психологическим воздействием. Влияет на состояние нервной системы: успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния. При использовании музыки учитываю воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние обучающихся.
Используя здоровьесберегающие технологии учу детей трудиться, бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих их людей, формировать устойчивые навыки самообслуживания, прививать по возможности социально-бытовые навыки, и помочь обучающимся адаптироваться к предстоящей взрослой жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.