Организация практической деятельности на уроках профильного труда как одно из приоритетных направлений патриотического воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Искаков Василий Николаевич, учитель, Якимова Марина Владимировна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Воспитание патриотизма и гражданских чувств у обучающихся – как отражение личностных результатов ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, таких как "осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину" одна из задач государственных образовательных учреждений, реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Эта задача нашла отражение в Законе РФ "Об образовании". Поэтому в адаптированной основной образовательной программе нашего образовательного учреждения патриотизм является основным направлением духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Знакомство обучающих с народным искусством и народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках профильного труда - одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания.

Использование народных промыслов в практике предполагает вдумчивую, неспешную, добросовестную работу, требующую самого пристального внимания к материалу и приемам мастерства. Школьникам приятно чувствовать, что их работа имеет связь с серьезными народными традициями. Создавая свои изделия, узнают о мастерах разных эпох, о том, что многие изделия нашли свое место в музеях нашей страны и всего мира. У обучающихся формируется чувство гордости за "людей труда". Важно, чтобы они поняли, что результаты и их труда могут занять достойное место.

Для того чтобы школьники начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. На уроках профильного труда "столярное дело" обучающиеся с большим интересом и желанием осваивают ремесло резьбы по дереву. Это сложная, но увлекательная работа позволяет школьникам овладеть различными видами резьбы (плосковыемчатая (геометрическая), плоскорельефная (Кудринка), Богородская, Архангелогородская); владеть резчицким инструментом; изготавливать ложки, кухонную утварь, деревянные игрушки. Знакомство с одним из видов резьбы начинается с рассказа об истоках и истории возникновения ремесла. Урок проходит в форме мастер-класса, где обучающиеся получают информацию в двух видах: устную (рассказ) и практическую (показ процесса изготовления резного изделия).

Обучающиеся начинают свои познания в резьбе с плосковыемчатой резьбы, это даёт возможность поставить руку к инструменту и к дереву. Воспитывает усидчивость и внимание.

Скульптурная резьба один из сложных видов резьбы, но наиболее любима школьниками. Изготовление деревянной игрушки занимает особое место в программе профильного труда, так как в русской игрушке сосредоточен веками проверенный опыт воспитания человека в русских национальных традициях.

С различными видами декоративно-прикладного искусства обучающиеся знакомятся на уроках профильного труда "Швейное дело". Народная вышивка - один из самых трудоемких и самобытных видов народного искусства России. Костюмы, подзоры, полотенца и другие предметы убранства интерьера из льняного холста после прикосновения иглы становились произведением искусства. Демонстрация образцов различных видов традиций ручной работы дает понять смысл народного рисунка и орнамента вышивки, а также, каким невероятным терпением, усидчивостью и мастерством должны обладать русские мастерицы. Ознакомление обучающихся с материалами (лен, хлопок, канва, мулине) и приспособлениями (пяльцы), техническими приемами выполнения вышивки (гладь, мережка, крестик) помогает им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Наиболее простой и доступный способ создания художественных работ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями - это аппликация, техника изготовления декоративных изображений с использованием различных материалов (ткань, кожа, мех, войлок, бисер, бусины, пайетки). На основе уникальных предметов декоративно-прикладного искусства древних народных традиций, работая с различными материалами, школьники постигают тонкости техники аппликации. Учатся создавать свои композиции (картины, панно, орнаменты).

Занятия декоративно-прикладными ремеслами способствуют развитию творчества, открывают путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывают вкус, духовно обогащают. Владение тем или иным ремеслом это то- преимущество, которое в дальнейшем даст шанс в индивидуальной трудовой деятельности. Теоретические знания народных ремесел, благодаря своему практическому, прикладному характеру, предоставляют школьнику реализовать свои возможности, успешно участвуя в конкурсах и выставках. Даже сложная задача вызывает неподдельный интерес, желание получить максимально возможный уровень знаний и умений. Как правило, большая часть обучающихся дополнительно выполняет творческую работу, изготавливая подарки к праздникам (День пожилого человека, День Матери, День учителя, День защитника Отечества, День Победы) совершенствуя свое мастерство, получая при этом огромное удовольствие.

Основной, и самый действенный метод патриотического воспитания школьников - это личный пример педагога. Дети, лучше, чем взрослые чувствуют наше действительное отношение к тому, о чем мы говорим. Потому убежденность педагога, крепость его собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться школьником, но и передаваться ему напрямую.

Как показывает практика, уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой воспитания личности. Невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Список литературы

  1. Горяинова О. В. Аппликация на ткани / О.В. Горяинова. - Москва: Феникс, 2016.
  2. Гусакова М. А. Аппликация / М.А. Гусакова. - Москва: Просвещение, 2011.
  3. Жильцов Ф. Шалин А. "Художественная резьба по дереву" Издательский дом "Манускрипт", Новосибирск, 2002 год.
  4. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы /под редакцией В.В. Воронковой Москва: ВЛАДОС, 2001.
  5. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - 22-е изд., перераб. И доп. – Москва: Просвещение, 1998.